Ильмира Бакирова
Технологическая карта НОД по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Времена года.
Цель: Обобщение представлений детей по теме «Времена года».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепить и уточнить представления о временах года: названия времен года, название месяцев, последовательность, основные признаки. Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Лето», «Осень», «Зима», «Весна». Учить детей составлять рассказ о времени года-лето при помощи мнемотаблицы, об осени - с опорой на презентацию; находить несоответствие в сюжетных картинках, обобщать, исключать и классифицировать природные явления по существенному признаку и соотносить их с соответствующим временем года.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, восприятие, внимание, мышление, память. Совершенствование навыка программированием высказывания, грамматического строя речи: составление сопоставительных предложений с союзом а. Развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к окружающему. Формировать доброжелательные отношения к сверстникам, способы и умения участвовать в коллективной деятельности, навыки самоконтроля.
Оборудование и материалы. Презентации: «Времена года», «Осень»; мнемотаблица «Лето», картинки-нелепицы по количеству детей, картинки к игре «Четвертый лишний», атрибуты к игре «Чучело», конверт, детский управляемый вертолет.
Аппаратное и программное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон, MicrosoftOfficePowerPoint 2007.
Предварительная работа. Просмотр презентаций, сюжетных картинок «Времена года», обучающих мультфильмов «Уроки тетушки Совы» из серии «Времена года», составление рассказов о временах года по мнемотаблицам, отгадывание загадок, игры с картинками-нелепицами, беседа о сезонных изменениях в природе, наблюдения на улице, чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Методы: Словесный, наглядный, практический, игровой.
Планируемые результаты: Дети называют времена года, их месяцы, знают их последовательность, признаки, составляют рассказ о времени года с опорой на мнемотаблицу, презентацию.
Рассказывают чем питаются разные домашние животные; называют жилища домашних животных; обобщают, исключают и классифицируют предметы по существенному признаку. Закрепили обобщающие понятия: «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы»; находят несоответствие в сюжетных картинках, обобщают, исключают и классифицируют природные явления по существенному признаку и соотносят их с соответствующим временем года.
I.Вводная часть НОД (3 мин)
1. Приветствие, беседа, проблемно-игровая ситуация, сюрпризный момент. Эмоционально настроить детей на предстоящую познавательную деятельность, ввести детей в проблемно-игровую ситуацию, актуализировать имеющиеся знания по теме.
Методы: словесный, наглядный.
Дети сидят в кругу. Педагог предлагает погладить ладошку справа сидящему и улыбнуться (под фонограмму музыки «В гостях у сказки»). Залетает управляемый вертолет с письмом. Педагог снимает письмо с вертолета и читает.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам девочка из в горной страны Богемии. Наказала мне моя мачеха достать подснежники для моей сестрицы и не велела с пустой корзинкой домой возвращаться. А в моей сказке сейчас зима! Помогите мне, пожалуйста!» Да, ребята, очень сложная задача! Ребята, а когда можно достать подснежники? (весной) А сейчас какое время года у нас? (лето) Девочка немного опоздала с письмом…Но ничего, я думаю, что у нас все получится. Но для этого нам придется попутешествовать по временам года! Вы готовы? (да) Ребята, давайте вспомним очередность времен года: после лета какое время года настанет? (осень) После осени? (зима) Зиму какое время года сменяет? (весна). А после весны наступит опять (лето)
Результат: Дети проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной игровой ситуации: помочь девочке достать подснежники. Сюрпризный момент-появление вертолета с письмом эмоционально настроило детей на предстоящую образовательную деятельность, вызвали желание прийти на помощь.
II. Основная часть НОД
(20 мин)
2. Остановка «Лето».
2.1. Д/И «Расскажи про лето»(с использованием мнемотаблицы). Учить составлять рассказ о времени года-лето при помощи мнемотаблицы. Обобщить и систематизировать представления о лете и ее признаках Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Лето». Совершенствование навыка программированием высказывания.
Развивать связную речь, восприятие, мышление, память.
Методы: словесный, наглядный. Педагог: Ребята, вы сказали. Что сейчас у нас время года-лето. Давайте мы ее позовем!
Лето красное, приди к нам,
Приди хлебородное,
С рожью спелою,
С белым льном,
С золотым зерном.
На экране появляется слайд с изображением девушки-лета.
Голос лета: Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? (да) Что случилось? (Мы должны помочь девочке из горной страны Богемии достать подснежники) Да, но их можно достать только весной! (мы знаем, помоги нам добраться до весны, и мы попросим у нее подснежников) Но вам придется встретиться со всеми моими сестрами! (Да! Переправь нас к осени, а осень к зиме, зима-к весне) Долгая будет у вас дорога! (мы трудностей не боимся) Хорошо, уговорили! Но, для того, чтобы я вас переправила к осени, вы должны выполнить мои задания! (хорошо) Расскажите мне основные приметы лета.
На экране появляется слайд с изображением мнемотаблицы «Лето». Дети по – цепочке составляют рассказ о лете (Приложение 1).
Лето хвалит детей и просит отгадать загадки.
Результат: Дети закрепили умение составлять рассказ о времени года-лете с опорой на мнемотаблицу. Закрепили представления о лете и ее признаках.
Активизировались речь, восприятие, мышление, память.
Использование мнемотаблицы послужило планом составления рассказа, программированием высказывания каждого ребенка, позволило поддержать интерес к заданию. Использование заклички позволил поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую.
2.2. Отгадывание загадок о летних месяцах.
Учить детей отгадывать загадки-описания, закрепить названия летних месяцев. Развивать мышление, речь, зрительное восприятие, внимание.
Методы: словесный.
Голос лета: А сейчас я проверю, знаете ли вы названия моих месяцев! Для этого вы должны отгадать мои загадки!
Зацвели цветы в саду, утки крякают в пруду,
Посадили огород, что за месяц-то идет? (Июнь)
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов-
Время ягод и грибов.
Дни его-вершина лета.
Что, скажи за месяц это? (Июль)
Ночь длиннее, день короче,
Дождь все чаще землю мочит,
Спеют яблоки и груши,
Варят ягоды и сушат-заготавливают впрок-
Скоро лету выйдет срок!
Что за месяц, угадай!
А потом сентябрь встречай! (август)
Голос лета: Молодцы, вы много знаете обо мне, а за это я вас отправлю к моей сестре-осени! А чтобы к ней попасть, вы должны ее позвать! До-свидания, ребята!
Результат. Дети отгадали загадки-описания, закрепили названия летних месяцев. Активизировались речь, восприятие, мышление, память. Использование заклички позволил поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую.
3. Остановка «Осень».
3.1. Д/И «Расскажи про осень» (с использованием презентации). Учить составлять рассказ о времени года-осени с опорой на презентацию. Обобщить и систематизировать представления об осенних изменениях в природе. Закрепить названия осенних месяцев. Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Осень».Развивать связную речь, восприятие, мышление, память.
Методы: словесный, наглядный.
Педагог и дети зовут осень.
Осень, осень! В гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
На экране появляется слайд с изображением девушки-осени.
Голос осени: Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? (да) Что случилось? (Мы должны помочь девочке из горной страны Богемии достать подснежники. А их можно достать только весной! Вот мы и путешествуем по временам года, хотим добраться до весны! Помоги нам!) Хорошо, помогу вам, но для того, чтобы попасть в следующее время года, вы должны выполнить мое задание! Готовы? (да) Расскажи мне, что вы знаете про осень! Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
На экране появляются слайды с изображением осенних явлений. Дети по - очереди называют приметы осени. (Приложение 2)
Голос осени: Какие вы все молодцы! Ребята,
За это я вам дарю атрибуты к игре «Чучело». Вы можете поиграть в нее! А после игры вы позовите зиму. И она к вам придет! До свидания!
Результат: Дети закрепили умение составлять рассказ об осени с опорой на презентацию. Закрепили представления об осенних изменениях в природе.
Активизировались речь, восприятие, мышление, память.
Использование презентации помогло подобрать лексический материал, построить предложения, выделить наиболее существенные моменты, грамматически правильно оформить фразу. Подарок Осени атрибута к игре «Чучело» как результат проведенной игры. позволило поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую.
3.2. Подвижная игра «Чучело». Развивать координацию речи с движением. Предотвратить переутомление, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей. Способствовать переключению детей с умственной деятельности на двигательную. Активизировать словарь глаголов.
Методы: словесный, игровой, практический. Дети встают в круг, выбирают «Чучело» и играют.
Дети: В огороде чучело, шляпу нахлобучило,
Останавливаются, машут руками, кружатся.
Рукавами машет и как будто пляшет,
Грозят пальчиком, идут в центр круга, затем обратно.
Ну-ка, Чучело, давай, вместе с нами поиграй!
Чучело: Не могу сейчас играть, надо воробьёв пугать!
Дети разбегаются, Чучело их ловит.
Игра повторяется несколько раз. Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Результат: дети легко переключились с умственной деятельности на двигательную. Упражнение способствовало эмоциональному подъему настроения, двигательной активности, снятию умственного напряжения.
4. Остановка «Зима».
Д/И «Найди ошибки художника». Учить детей находить несоответствие в сюжетных картинках. Обобщить и систематизировать представления о зиме и типичных изменениях в природе. Совершенствование грамматического строя речи: составление сопоставительных предложений с союзом а. Закрепить названия зимних месяцев. Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима».
Развивать связную речь, восприятие, мышление, память.
Методы: словесный, наглядный.
Педагог: Вот и отдохнули! Пора нам следующее время года звать!
Приходи, Зима, приходи!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!
На экране появляется слайд с изображением девушки-зимы.
Голос зимы: Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? (да) Что случилось? (Мы должны помочь девочке из горной страны Богемии достать подснежники. А их можно достать только весной! Вот мы и путешествуем по временам года, хотим добраться до весны! Помоги нам) Хорошо, помогу вам, но для того, чтобы попасть в следующее время года, вы должны выполнить мое задание! У меня гостил мальчик-художник, нарисовал картинки с изображением зимы и допустил ошибки! Вы должны их найти! (хорошо)
Дети по -очереди подходят к мольберту, выбирают картинку, называют ошибку, которую допустил художник.
1. Зимой идет снег, а не дождь.
2. Зимой люди надевают шапки, шубы, варежки и валенки, а не футболки и шорты.
3. Деревья, кустарники, трава покрыты снегом, а не стоят зеленые.
4. Медведь зимой спит в своей берлоге, а не играет в снежки.
5. Дети зимой не плавают в речке, речка покрыта льдом. Дети зимой играют в снежки, катаются на коньках, санках, лыжах.
6. Зимой заяц белый, а не серый, он меняет шубку, чтобы хищники не заметили его на снегу.
7. Зимой люди наряжают елку на Новый год, а не березу.
Голос зимы: Молодцы! Вы все ошибки нашли! А зимние месяцы вы знаете? Назовите! (декабрь, январь, февраль) Правильно! Теперь вы можете позвать весну и попросить у нее подснежники! До свидания!
Результат: Дети нашли несоответствия в сюжетных картинках. Закрепили представления о зиме и типичных изменениях в природе. Совершенствовался грамматический строй речи: дети составили сопоставительные предложения с союзом а. Использование картинок-нелепиц позволило активизировать каждого ребенка, поддержать интерес к игре. Использование заклички позволил поддержать интерес детей при переходе с одной деятельности на другую.
5. Остановка «Весна».
Интерактивная д/и «Четвертый лишний».
Цель. Учить детей обобщать, исключать и классифицировать природные явления по существенному признаку и соотносить их с соответствующим временем года. Обобщить и систематизировать представления о весне и ее признаках. Развивать мышление, речь, память.
Методы: словесный, наглядный.
Дети и педагог зовут весну.
Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день
На экране появляется слайд с изображением девушки-весны.
Голос весны: Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? (да) Что случилось? (Мы должны помочь девочке из горной страны Богемии достать подснежники. А их можно достать только весной! Вот мы и путешествуем по временам года: мы были у лета, потом у осени, затем у зимы! И наконец, добрались до тебя, весна! Помоги нам!) Хорошо, помогу вам - подарю подснежники. Но вы должны выполнить мое задание! В конверте лежат карточки, на каждой из них четыре картинки с изображением примет весны. Но одна из них лишняя. Вы должны ее найти и исключить, объяснив свой выбор.
Дети по -очереди выполняют задание. (Приложение 3)
Голос весны: Молодцы, вы справились с моим заданием! Я бы хотела проверить, знаете ли вы названия весенних месяцев: назовите их. (март, апрель, май) Правильно! Вы очень добрые и умные дети, вот вам за это ваши подснежники!
Со звуковым сопровождением волшебства, на экране появляется изображение девочки из сказки с корзинкой подснежников. Девочка благодарит детей и прощается.
Результат: Дети научились обобщать, исключать и классифицировать природные явления по существенному признаку и соотносить их с временем года Обобщили представления о весне и ее признаках. Активизировались мышление, речь, память. Использование карточек позволило активизировать каждого ребенка. Появление изображения девочки с корзинкой подснежников, как результат проведенной работы, позволило получить чувство удовлетворения и радости от совместной деятельности.
III.Заключи-тельная часть. Рефлексия.
(2 мин.) Подведение итога НОД. Подведение итогов образовательной деятельности, формирование у детей элементарных навыков самооценки и взаимооценки.
Методы: словесный.
Педагог предлагает присесть на ковер, рассказать, кому они сегодня помогали, что случилось с девочкой? Куда им пришлось отправиться, какие задания им пришлось выполнить, чтобы достать подснежники? Воспитатель привлекает детей к подведению самоанализа, хвалит детей и благодарит за хорошую работу. При оценке деятельности педагог отдельно отметила застенчивых и малоактивных детей. Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.
Результат. Дети объективно оценивали себя и сверстников, старались не обидеть друг друга. Была видна удовлетворенность результатами своей работы. Результат: воспитанники умеют словесно выражать свои мысли и чувства, дают самооценку.