Саликова Оксана Викторовна
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Всё о динозаврах» (работа в центрах активности)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Всё о динозаврах»
Автор конспекта НОД: Саликова Оксана Викторовна, воспитатель, квалификационная категория высшая, МДОУ №51 «Снегири»
(Ф. И. О., должность, квалификационная категория, место работы)
Возраст детей: группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет
Цель: создание условий для развития представлений детей старшего дошкольного возраста об эпохе динозавров
Задачи приоритетных образовательных областей:
Публикация «Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности „Всё о динозаврах“ (работа в центрах активности)» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Уголки и центры в группах
- Темочки
«Познавательное развитие» - Создать условия для расширения представлений детей о разновидностях динозавров, способах питания, условиях исчезновения. Познакомить с профессией палеонтолога через практическую деятельность, развивать фантазию, воображение. Развивать умения самостоятельно получать новую информацию через поисковую деятельность. Формировать умение строить суждения на основе установления причинно- следственных связей.
«Речевое развитие» -учить отвечать на вопросы используя связную речь; обогатить активный словарь названиями динозавров (Птеродактиль, Диплодок, Тираннозавр, палеонтолог, травоядные, плотоядные). Развивать умение вести диалог, высказывать свою точку зрения.
«Социально-коммуникативное развитие» - продолжать развивать умение детей общаться и взаимодействовать со взрослым и сверстниками через партнерскую деятельность, уважительно относиться и прислушиваться к их мнению; воспитывать умение работать в группе. Развивать умение осознанно делать выбор и нести ответственность за него. Развитие инициативы и самостоятельности, способности осознанного ответственного выбора.
Задачи ОО в интеграции:
«Художественно-эстетическое развитие» -способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, чувства композиции; развивать мелкую моторику рук.
«Физическое развитие»: смена статического положения детей, передвижение детей по территории группы.
Планируемые результаты: (целевые ориентиры)
Познание Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Коммуникация Развитие свободного общения
Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы
Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта
Регулятивные Активность в продуктивной деятельности, в разговоре
Личностные Развитие эмоционально - положительного отношения и интереса к деятельности. Проявление самостоятельности и инициативы.
Ресурсы: глобус, резиновые фигурки динозавров, резиновый крокодил, картинки с изображением динозавров, макет «вулкан», реактивы для «извержения» вулкана (сода, уксус, пищевой краситель, ледяные конусы, энциклопедии о динозаврах, изображения плотоядных и травоядных динозавров, макет «Плотоядные и травоядные динозавры», воздушные шары, бумажные заготовки «Части тела динозавра», коробка с песком, макет «скелет динозавра, «следы динозавра», «окаменелости», яйцо из папье-маше, белые халаты по количеству детей, фонарик, лупа, кисточки по количеству детей, защитные очки по количеству детей, ситечко, пинцет, поднос, картинки для обозначения центров активности, значки «динозавры», яйца «динозавров».
Современные динамические пособия: видеоролик о динозаврах
Современные ТСО: проектор, ПК, экран
Сценарий ОД
Этапы
Дозировка Формирование умений, навыков Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Средства
Вводная часть
3 минуты Вызвать у детей желание узнать новое
Расширить представления о способах питания динозавров
Деятельность педагога: -Ребята, что у меня в руках?
-Глобус -это модель нашей планеты Земля
-Кто живет на нашей планете?
-Сегодня я предлагаю отправиться в те времена, когда на нашей планете еще не было людей.
-Как вы думаете кто жил в те далекие времена?
Время, когда на Земле жили динозавры, носит название-Эра динозавров.
-Ребята, как вы думаете все ли динозавры были одинаковыми?
- Одни динозавры были травоядными. Что это значит?
Другие плотоядными
- Я предлагаю вам пройти к экрану и познакомится с динозаврами поближе
-Динозавры были разных размеров, одни из них были огромные, другие поменьше.
Травоядные динозавры питались растительной пищей, а плотоядные- мясом других животных
Дети рассаживаются перед экраном
Основная часть
Цель:Расширить и углублять представление детей о динозаврах
Видеоролик о динозаврах
-Это Трицератопс-травоядный динозавр. Трицератопса легко узнать по большому костяному воротнику и трем рогам на морде, которыми он оборонялся от хищников.
Это Стегозавр-посмотрите какие костяные пластины на его спине, а на хвосте две пары хвостовых шипов длиной около метра. Они использовались Стегозавром для самообороны.
Брахиозавр- имел очень длинную шею, его голова была очень маленькой по сравнению с туловищем. Передние конечности брахиозавра были длиннее задних.
Паразауролоф - мог передвигаться как на двух, так и на четырёх ногах. Данный вид завров отличается особенностью строения черепа, который имеет гребень. Умели издавать жуткие звуки, которые напоминали мычание коров, только более грубое и громкое. Эти звуки помогали общаться в стаде и отпугивали плотоядных динозавров.
Анкилозавр - по современным стандартам можно считать очень крупным животным, величиной с носорога или даже со взрослого самца африканского слона. Защиту ему обеспечивал костяной панцирь, наподобие черепашьего, на конце хвоста имелась хвостовая булава, которой он мог защищаться от плотоядных динозавров.
Тираннозавр- был двуногим хищником. Его передние лапы были совсем небольшими, но необыкновенно могучими для своего размера, и имели два когтистых пальца. Является одним из самых крупных наземных хищников за всю историю Земли.
Диплодок- Диплодоки обладали длинной шеей и хвостом, питались листьями деревьев. Диплодоки в основном жили в болотной местности, отлично умели плавать. На сушу выходили для откладки яиц и употребления пищи.
Игуанодоны- жили и питались стадом. Их жизнь проходила возле небольших водоемов, которые были окружены густыми зарослями деревьев. Игуанодоны были большими растительноядными динозаврами, которые могли перемещаться как на двух, так и на четырёх нога. Отличительными особенностями игуанодона являлись острый коготь на большом пальце, который предположительно использовался для защиты от хищников, и цепкие пальцы, приспособленные для поиска еды.
Дети участвуют в обсуждении во время просмотра видео, задают вопросы воспитателю
-Динозавры обитали не только на суше, но в воде и даже в воздухе (Картинки «птеродактиль», «плиозавр»)
Цель: Формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; Познакомить с версиями вымирания динозавров.
Объяснить, как устроен вулкан, какую опасность он представляет -Ребята, что случилось с динозаврами?
Деятельность педагога-Можно ли сейчас их встретить?
Почему?
Дети;-Сейчас динозавров встретить нельзя, так как они давно вымерли.
Оборудование:Макет «вулкан», реактивы
Ледяные цилиндры
Деятельность педагога- Существует несколько версий почему вымерли динозавры, одна из них множественные извержения вулканов на всей территории нашей планеты. Гигантские потоки магмы уничтожили все на своем пути. Поднявшиеся в небо облака едкого дыма закрыли солнце, солнечные лучи перестали освещать и согревать землю, поверхность земли стала остывать и покрываться слоем льда – наступил ледниковый период. Растения и практически все животные погибли без тепла и света.
Дети участвуют в процессе извержения вулкана
Цель:Развивать инициативу и самостоятельность, способность осознанно делать выбор
Деятельность педагога-Ребята, я вам предлагаю сегодня стать учеными и поработать в научных центрах, чтобы узнать еще больше о динозаврах.
-Сегодня у нас работает три научных центра.
Центр экспериментирования- там вы, как настоящие археологи проведете раскопки и возможно вам удастся под слоем песка найти скелет динозавра.
Центр искусств-там вы с помощью воздушных шаров и бумаги восстановите образ некоторых динозавров
В центре литературы, с помощью энциклопедий вы разделите динозавров на травоядных и плотоядных. Дети делают выбор и расходятся по центрам активности (берут значки с изображением динозавров и прикрепляют напротив иллюстрации центра, в котором они хотели бы поработать) значки с изображением динозавров
Работа в центрах активности Центр искусств- способствовать развитию творческих способностей, закрепить представления о внешнем виде динозавров
Деятельность педагога Контроль и оказание помощи в центрах активности Дети моделируют динозавров из воздушных шаров и частей тела динозавров, вырезанных из бумаги Воздушные шары, бумажные заготовки «Части тела динозавра», фигурки динозавров
Центр художественной литературы-расширение представлений о способах питания динозавров Дети с помощью энциклопедий классифицируют динозавров на травоядных и плотоядных Энциклопедии о динозаврах, изображения плотоядных и травоядных динозавров, макет «Плотоядные и травоядные динозавры»
Центр экспериментирования- Познакомить с профессией палеонтолога через практическую деятельность Дети в роли археологов и палеонтологов производят раскопки, находят окаменелости Коробка с песком, макет «скелет динозавра, «следы динозавра», «окаменелости», яйцо из папье-маше, белые халаты по количеству детей, фонарик, лупа, кисточки по количеству детей, защитные очки по количеству детей, ситечко, пинцет, поднос
Общий сбор
Подведение итогов работы в центрах
Заключительная часть Цель: Формирование элементарных навыков самоконтроля. Обобщение полученного ребенком опыта -Ребята, я предлагаю в каждом центре назначить старшего научного сотрудника, который отчитается за работу центра.
Деятельность педагога:
-Какую работу вы провели в центре литературы?
-Ребята вам было сложно работать в центре литературы?
Дети: -Мы с помощью энциклопедий разделили динозавров на травоядных и плотоядных.
Травоядные динозавры: диплодок, трицератопс, паразауролоф, стегозавр.
Плотоядные: тираннозавр, птеродактиль, плиозавр, аллозавр
Ребята высказывают своё мнение о работе центра
Деятельность педагога -Какую работу провели в центре искусств?
-Все ли удалось в работе центра?
Дети: Мы с помощью воздушных шаров и бумаги создали макет диплодока, тираннозавра и стегозавра
Ребята высказывают своё мнение о работе центра
Деятельность педагога:-Какие окаменелости удалось найти в центе экспериментирования?
-Интересной ли была работа в центре экспериментирования?
Ребята перечисляют. Среди находок оказывается яйцо
Ребята высказывают своё мнение о работе центра Продукт работы в центре
Актуализация имеющихся знаний
-Ребята, как вы думаете чьё это яйцо?
-Возможно, ведь динозавры откладывали яйца и из них вылуплялись детёныши. Но оно слишком маленькое.
-Может быть это яйцо одного из предков динозавров, животного которое обитало во времена динозавров, но не вымерло и дожило до наших дней?
Может быть кто-то знает кто из животных жил в эру динозавров и совсем немного изменившись живет и в наше время.
Вскрываем яйцо, в нем оказывается крокодил
-Во времена динозавров жили медузы, черепахи и даже тараканы.
Дети предполагают, что это может быть акула или крокодил
Сюрпризный момент для детей -Ребята, мне очень понравилось сегодня изучать вместе с вами динозавров, вы настоящие ученые
-На прощание я хочу подарить вам яйца динозавров. Когда из них вылупятся маленькие динозаврики вы можете посмотреть в энциклопедиях как они называются. Дети получают игрушечные яйца Игрушечные яйца динозавров