Елена Александрова
Технологическая карта НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе с ТНР
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка».
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Развитие речи»
в старшей группе с ТНР «Речецветик»
(итоговое)
Воспитатель:
Александрова Елена Евгеньевна
г. Советский
Публикация «Технологическая карта НОД по образовательной области „Развитие речи“ в старшей группе с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
апрель 2019 год
Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: развитие речи (упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, коммуникативная (чтение, беседа, пересказ, вопрос-ответ).
Лексическая тема:
Вид занятия: итоговое занятие
Цель: выявить уровень знания детей
Образовательные :
• Уточнить времена года, закрепить характерные признаки ранней весны;
• Закрепить умение проводить зуко-буквенный анализ слова;
Развивающие :
• Развивать фонематический слух и речевое внимание;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки;
• Закрепить умение придумывать предложение, составлять схему предложения;
Воспитательные:
• Воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать друг друга.
Словарная работа:активизация словаря.
• Планируемый результат: дети знают времена года и признаки весны; умеют проводить звуко-буквенный анализ слова, умеют придумывать предложения по предметным картинкам и составлять схему предложения.
Подготовительная работа: беседа о временах года.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Буратино, ключ
Раздаточный материал: предметные картинки. фишки красного, синего и зеленого цветов
ТСО: ноутбук, интерактивная доска, колонки, мышка.
Этап,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы,
формы,
приемы,
возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой, 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. Привлекает внимание.
-Какое сейчас время года?
- После какого времени года наступает весна?
- Какое время года наступает после весны? Приветствие,
участие в игре стоя.
Ответы детей
Психогимнастика. Психологическая готовность
Вводно-организационный,
1 -2мин Организация направленного внимания Представьте, что мы с вами маленькие семена. Посадили семена на грядку. Солнышко стало пригревать, дождик стал поливать и выросли большие красивые цветы. Но солнце греет все сильнее и сильнее и цветы завяли, но пошел дождик и цветы снова подняли свои головки и снова они рады солнышку.
- Сядет на место тот, чьё имя начинается на звук В, Л, М, А Слушают и выполняют движения.
Дети рассаживаются на свои стулья.
Беседа.
Игровые упражнения. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Мотивационно-побудительный,
1–2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Педагог предлагает детям занять свои места.
- Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Мы вспомним о том, о чем мы говорили на наших занятиях.
Буратино хочет вас поздравить с окончанием учебного года и приготовил для вас небольшие подарки. Положил он все в волшебную коробочку и закрыл на замок. Но пока он ночью спал, злой волшебник украл ключ и оставил записку, в которой написано: «Если хочешь получить ключ, ты должен ответить правильно на мои вопросы». Они написаны на волшебных фигурках.
Беседа.
Сюрпризный момент. Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация,
3 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Педагог: - Буратино пришил к вам за помощью. Давайте ему поможем.
Осознают и принимают поставленную задачу.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений,
6- мин Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений. -Д/игра «Да, нет»
(развитие фонематического слуха)
Если в слове есть звук Ш говорим ДА, если нет говорим НЕТ
Слова: солома, шапка, шум, цыплёнок, салат, шишка, мишка, сумка, мешок, афиша, скала, ромашка.
Д/игра «Назови правильно»
(закрепление понятий «звук», «слово»)
Педагог: - Я называю слова и звуки, а вы, если услышите звук – поднимаете руку, если слово – хлопните в ладоши.
- Молодцы, справились с заданием.
Д/упражнение «Придумай предложение по картинкам» (работа над предложением)
- Ребята, на столах предметные картинки. Составьте предложение по ним.
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово? Второе? Третье?
-Молодцы!
Дети сидят на своих местах на ковре на стульчике.
Дети выполняют соответствующие движения.
Работа за столами (стоя)
Дети отвечают на вопрос педагога. Наглядный показ образца, способа действия.
Беседа.
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки
и т. д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать.
Динамическая пауза, 1 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Воспитатель находится на ковре вместе с детьми.
Выполнение физ. минутки.
«Кузнечик»
Я гуляю по дорожке
(шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом
(подскоки на месте) Наклонюсь, возьму в ладошки
(наклониться, «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо
(погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке
(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке
(наклониться «отпустить кузнечика»)
Располагаются на ковре в произвольном порядке и выполняют движения по тексту. Физ. минутка «Кузнечик» Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Практическая работа
5–10 мин Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Звуковой анализ.
Воспитатель находится около магнитной доски.
Загадка:
Есть загадка для ребят
Про меня все говорят,
Что я старый дед,
Что в сто шуб одет,
И все плачут от меня,
Что сердитый очень я.
(Лук)
Звуковой анализ слова ЛУК.
-Сколько всего звуков в этом слове?
-Сколько гласных, сколько согласных?
-Давайте выложим это слово фишками на столе. Правило: слева на право! Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание.
Остальные за столами.
Ответы детей. Слушание стихотворений.
Беседа по содержанию.
Совместно с детьми выставляются картинки времен года.
Оценка чтения стихотворений.
. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Рефлексивно-корригирующий
(для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа, 3 мин Формирование элементарных навыков самоконтроля.
Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами Итог: из отдельных частей сложили ключ и этим ключом открыли волшебную коробочку. Буратино раздаёт подарки!
Беседа, обсуждение.
Вопросы, ответы Сформированность элементарных навыков самоконтроля.
Умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.