Асель Аманжолова
Технологическая карта музыкального занятия в подготовительной группе с элементами Монтессори и здоровьесберегающей технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:Творчество
Раздел: Музыка
Тема: «Хромой сайгак»
Вид занятия : Интегрированное (музыка, ИЗО)
Цели: закрепить знания детей о казахском кюйши - композиторе Курмангазы;
Публикация «Технологическая карта музыкального занятия в подготовительной группе с элементами Монтессори и здоровьесберегающей технологии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Задачи: Образовательная: познакомить с новым произведением композитора; учить различать характер музыки, понимать содержание кюя;
Развивающая: побуждать детей к активному восприятию музыки;
Воспитательная: вызвать эмоциональную реакцию на музыку П. И. Курмангазы;
Здоровьесберегающая : укреплять физическое и психическое здоровье детей через дыхательные, валеологические упражнения.
Используемый материал: портрет кюйши Курмангазы, запись кюя «Аксак киик» (Хромой сайгак, ноутбук, проектор, кубик, музыкальные инструменты.
Словарная работа: кюй, кюйши, хромой сайгак.
Билингвальный компонент: сайгак – saiga, хромой сайгак – lame saiga
Методические приемы: элементы Монтессори, ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий.
Этапы занятия : Вводно — мотивационный
Действия музыкального руководителя
Встречает детей.
- Здравствуйте, мальчишки!
- Здравствуйте, девчонки!
Приглашает всех на круг радости:
- Наш веселый смех (пальцами указывают на уголки губ)
Доставляет тепло и радость (руки кладут на сердце)
Будем делиться с друзьями (кладут руки на плечи друг другу)
солнечной улыбкой счастья! (тянутся вверх (к солнышку)
- Ребята, я предлагаю отправиться на родину Курмангазы. Но, по пути в аул Курмангазы нам предстоит выполнить множество заданий.
Звук колокольчика: 1 задание.
Музыкально — ритмическое движение:
- Ребята, в аул мы поедем на поезде. Наш путь будет проходить через осенний лес. (Звук паровоза)
(Комплекс дыхательных упражнений для верхних дыхательных путей)
Паровоз привез нас в лес (Ходьба по залу, с согнутыми в локтях руками)
Чух, чух, чух! Чух, чух, чух!
Там полным полно чудес (удивленно смотрят по сторонам, постукивая пальцами по крыльям носа)
«М-М-М»! «М-М-М»!
Вот идёт сердитый ё ж: (Низко наклониться, обхватив руками грудь)
П-ф-ф, п-ф-ф, п-ф-ф!
Где же носик? Не поймёшь. (Звук и взгляд направлять соответственно тексту.)
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот весёлая пчела (летят)
Детям меда принесла:
З-з-з! З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал: (медленно идут)
- Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
- Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (руки держат рупором, кричат)
Гуси по небу летят. Гуси ослику гудят: (Медленная ходьба, руки - «крылья» поднимать на вдохе, опускать со звуком)
- Г- y-y! Г-у-у! Г-у-у!
Устали, нужно отдыхать. (дети садятся за столы).
Дыхательное упражнение: - Ребята, в поезде очень жарко, можно попить чаю (кружки по количеству детей). Чай вкусный, но, очень горячий. Давайте подуем на него. (глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот)
Организационно — поисковый этап:
Звук колокольчика. 2 задание.
- Вот, мы и в лесу. (слайд).
- Ребята, а вы знаете, какие животные живут в лесу?
- Каких диких животных вы знаете?
- Я знаю еще одно дикое животное, это — сайгак (показать рисунок).
Сайгаки живут в степи, или в пустыне.
Сайгак по английски - saiga.
Сайгаки — очень красивые животные, поэтому люди не охотились на них. Но, однажды, холодным осенним днем охотники вышли на охоту, и стали стрелять в сайгаков.
Чтение стихотворения «Хромой сайгак» (С. Сейфуллин)
- Ребята, о чем это стихотворение?
- Как скакал хромой сайгак? - Почему?
- На английском хромой сайгак будет - lame saiga.
Сегодня мы будем слушать кюй композитора Курмангазы «Хромой сайгак».
- Ребята, что такое кюй?
- Каких кюйши вы знаете?
Кто хочет нам рассказать про композитора Курмангазы?
Однажды Курмангазы с друзьями вышел на охоту, и ранил сайгака. Раненый сайгак не остановился, он, хромая, продолжал скакать. Курмангазы пожалел о своем поступке, не стал его убивать. Бросив ружье, взял в руки домбру и начал играть. - Этот кюй я посвящаю раненому сайгаку, называться он будет «Хромой сайгак», - сказал он друзьям.
Слушание музыки : Курмангазы «Хромой сайгак»
- Ребята, что нам рассказала музыка? (дети рассказывают о впечатлении, полученном от прослушивания кюя.)
- Смогла ли музыка нам рассказать историю про хромого сайгака?
- Как бежит сайгак?
- Быстро или медленно?
- На каком инструменте звучал кюй?
- Сколько частей в кюе?
- Определим настроение кюя.
- Как вы думаете, можно ли передать настроение музыки с помощью цвета?
- Как вы думаете, каким цветом можно передать веселую, радостную музыку, а каким цветом — грустную, печальную, жалобную? ( слайд: цветные кружочки). (Сравнивают цвета с характером произведения и высказывают свое мнение)
- Тогда, при помощи цветных карандашей мы будем рисовать то, что мы представляли, когда слушали кюй «Хромой сайгак».
Звучит кюй «Хромой сайгак», дети рисуют.
- Аружан, что ты изобразила?
- Какие цвета выбрала?
- Почему? (Дети защищают свои рисунки, объясняя свой выбор цвета.)
- Ребята, давайте организуем выставку рисунков. (дети развешивают рисунки, используя прищепки).
Звук колокольчика. 3 задание.
Вокальное упражнение. ( слайд: ритмический рисунок упражнения Часы).
(дети пропевают голосом, прохлопывают ритм ладонями.)
Звук колокольчика. 4 задание.
Пение: Игра «Волшебный кубик»
- Сейчас мы встанем в круг и будем кидать кубик. На какой рисунок упадет кубик, про то и будем петь песню.
Ж. Калжанова «Осенняя песня» (1 куплет - дуэт, припев – девочки, 2 куплет - хор, припев - мальчики поют.)
Звук колокольчика. 5 задание.
Игра на музыкальных инструментах :
Сказка «Погода в осеннем лесу»
- Ребята, давайте представим себя композиторами, и попробуем изобразить осеннюю погоду.
Однажды в лесу начал тихонько капать дождь. (металлофон,тамбурин, бубен).
После дождя начал греметь гром. (барабан, копытца).
После грозы начал шуметь ветер. (маракасы).
Опять пошел дождь. (металлофон,тамбурин, бубен).
После дождя засияло солнышко. (металлофон – глиссандо).
Все лесные звери обрадовались, начали петь, плясать. (все инструменты).
Оркестр: «Полька» А. Филиппенко
Звук колокольчика. 6 задание.
Танец: «Танец медведей»
Рефлексивно - корректирующий этап:
- Ребята, вот мы и прибыли в аул Курмангазы.
- Сегодня какой кюй мы слушали? (Дети отвечают на вопросы)
- Кто его написал?
- Кем был Курмангазы?
- Можно ли передать настроение музыки в цвете?
Звук колокольчика.
- Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.
- До свидания, дети!