Зэйтунэ Зореева
Технологическая карта занятия «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
ДОУ МБДОУ детский сад «Теремок"
Группа старшая
Воспитатель Зореева Зэйтунэ Гильмановна
Тема «Воздух и его свойства»
Цель: Систематизация знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Публикация «Технологическая карта занятия „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
5. Развивать целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
6. Воспитывать интерес к НОД.
Средства: оборудование для проведения опытов: стакан с водой, трубочки, свистульки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары по количеству детей, груша резиновая, бутылка пластмассовая, веер, тетрадные листы.
Этап, его продолжительность Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой,
1 мин Построение у центрального входа в детский сад.
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу:
Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.
Эмоциональная поддержка детей
Участие в приветствии, желают своим сверстникам здоровья и хорошего настроения.
Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др. Потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками.
Вводно-организационный,
1-2 мин Заходит в группу Лягушонок с воздушными шарами в руке.
Л: Здравствуйте, ребята! Где это я оказался? (в детском саду)
Л: Я только что был в гостях в лесу у друзей, и они мне подарили вот эти воздушные шары! И почему-то сказали, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них удивительного, обычные воздушные шары!
В: Лягушонок, а не кажется тебе, что воздушный шарик может рассказать о чём-то тебе?
Л: Нет, не, кажется, шары не умеют говорить!
В: А ты знаешь, почему он так называется?
Л: Нет! Объясните, пожалуйста, дети! (потому что внутри шарика есть воздух)
Л: А что такое воздух?
Предлагаю детям сесть на ковёр и приглашаю Лягушонка к нам присоединиться.
Л: Из чего воздух состоит? (кислорода и других газов)
Л: А для чего он нам нужен? (ответы детей)
В: Лягушонок, а ты всё понял? Ребята, сможете отгадать загадку?
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
Л: Почему я его не вижу, не слышу и не чувствую? (потому что он невидим)
В: Ребята, разве воздух нельзя увидеть, услышать и почувствовать? (можно)
Вот сейчас наши дети помогут тебе в этом убедиться!
В: Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории.
Занимают свои места на ковре, задают и отвечают на вопросы и т. д. Беседа. Игровые упражнения. Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками.
Мотивационно-побудительный,
1-2 мин В: Сегодня мы будем исследователями в нашей лаборатории.
Приглашаю детей за
столы.
Осознают и принимают поставленную задачу
Создание проблемной ситуации. Придание личной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д. Внутренняя мотивация на деятельность
Другой вариант вводно-организационного этапа (может объединить предыдущие три этапа) Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого Деятельность педагога аналогична той, что представлена в предыдущих этапах Деятельность детей аналогична той, что представлена в предыдущих этапах Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности те же, что и в предыдущих трех этапах, или частично Результаты те же, что и в предыдущих трех этапах, или частично
Актуализация,
3 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами
В: Для начала мы увидим воздух. Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите. Что в нём? (пусто)
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т. д. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений,
5-8 мин Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т. д.
В: Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберём в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы детей)
В: Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы детей)
В: Да вы правы, ребята, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть,
его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и
заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть
вокруг нас. А есть ли воздух
внутри нас, как вы думаете?
(ответы детей)
В: А давайте проверим, ребята.
Давайте подуем в трубочку,
опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдёт.
Л: Ой, ребята, что происходит с
водой? (выходят пузырьки)
Л: Пузырьки? Как они там
оказались? В стакане же только
вода была (ответы детей)
В: Пузырьки – это воздух, который
внутри нас. Мы дуем в трубочку,
и он выходит в виде пузырьков.
Но чтобы подуть ещё, мы сначала
вдыхаем новый воздух, а потом
выдыхаем через трубочку и
получаются пузырьки.
В: Ребята, вы когда-нибудь
слышали фразу «выйти сухим из
воды»? Как вы считаете, это
возможно? Можно ли опустить
стакан в воду, и не намочить
салфетку? (опускаю стакан в воду.
Дети убеждаются, что салфетка на
дне сухая)
В: Почему вода не намочила
салфетку? Что ей помешало? И что произойдёт с салфеткой, если
наклонить стакан? (пузырьки
воздуха выйдут, а его место займёт
вода, салфетка намокнет)
В: Воздух занимает место в
стакане и не даёт воде намочить
салфетку.
В: Вот так, Лягушонок, мы смогли увидеть воздух. А сможем ли мы
его почувствовать? (да)
В: Для того, чтобы его
почувствовать, нам нужно сделать
веера. Берём лист бумаги и
начинаем складывать гармошкой.
В: А теперь помашем веером на
себя. Что мы чувствуем? (ответы
детей)
В: Правильно, мы чувствуем
ветерок. Ведь ветер-это воздух.
Вот так, Лягушонок, мы можем почувствовать воздух. А как ещё
можно почувствовать воздух?
(ветер на улице, гудок паровоза
и т. д.)
Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя, выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т. д. Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. Демонстрация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр.
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность
Динамическая пауза, 1мин Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости Физкультминутка:
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер-
Пусть прохладою повеет.
Выполняют динамическую паузу Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Практическая работа (если предусмотрена, 5-10 мин Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений
В: А сможем ли мы услышать воздух? Как
думаешь, Лягушонок?
Л: Я, думаю, что нет, ведь мы его даже не
видим.
В: А вот и можно. Ребята, как же возникает
звук? (ответы детей)
В: А на самом деле звук возникает, когда
происходит очень быстрое движение воздуха
вперёд, это называется колебание. Повторите,
как это называется? (словарная работа)
В: Посмотрите, у меня есть свистулька.
Через неё можно пустить быструю струю
воздуха? (да)
В: Что мы слышим? (ответы детей)
В: Также мы можем другим способом
услышать воздух. Прислушаемся, ребята
(воздух, издаваемый из резиновой игрушки)
В: Ну что, Лягушонок! Теперь ты знаешь,
почему шарик удивительный?
Л: Внутри него есть воздух, который можно
при помощи моего шарика увидеть, услышать
и почувствовать. А ещё шариком можно
играть.
Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата
В: А ещё наши дети могут сами превратить шарик в игрушку! Мы воздушные шарики превратим в
весёлые рожицы! Нам нужно будет
для этого взять фломастеры и
аккуратно нарисовать глаза, нос и
рот. Но есть одно условие! Нужно
одному держать шарик, а другому рисовать глаза, рот и нос. Можно
это делать по очереди.
Договоритесь между собой о том,
как вы будете работать в паре.
Самостоятельная деятельность с
шарами. Дети разрисовывают
воздушные шары.
Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т. д.) Моделирование. Упражнения творческого характера. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа,
3 мин Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами
Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок
Самостоятельная деятельность с
шарами.
Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок Фронтальная, индивидуальная работа Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО)
Заключительный этап. Рефлексия,
3 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы
В: Ну что, Лягушонок, тебе
понравилось у нас в гостях?
Л: Да, я узнал много нового о
воздухе.
В: Ребята, давайте попрощаемся с Лягушонком и пойдём играть в
наши весёлые воздушные шары!
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки