Мария Ермилина
Экспериментирование «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"
Автор: Ермилина Мария Анатольевна, воспитатель 1 категории
Интеграция образовательных областей:
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
Публикация «Экспериментирование „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал: Зубочистки, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички, сухая банка, фартуки с эмблемами, колпачки, арка.
Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика,
Игровая: игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Содержание ООД
Ход занятия: 1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие. У девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки. Они могут все: и обнять, и помочь другу, дать корм голодным птицам, нарисовать красивый рисунок.
Что за чудо-чудеса! Раз рука и два рука.
Вот ладошка левая, вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить!
Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук ваших друзей. Смотрите, из наших рук получился мостик дружбы. Если мы будем помогать друг другу, то мостик не разрушится. Давайте сядем на стульчики.
2.
Воспитатель. Ребята, пришла я сегодня в группу, а на столе у меня лежит какая-то яркая коробка. Я обратила внимание на адрес. Адресовано вам, в вашу группу. Мне очень интересно что там лежит, а вам? Посмотрим? (Открывает коробку).
В: Дети, нам с вами пришло письмо от доброго волшебника Добромира. (воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам профессор Добромир. Который исследует воздух и его свойства. Я узнал, что вы интересуетесь окружающим вас миром. Приглашаю вас к себе в лабораторию в гости. А о чем мы поговорим, вы узнаете отгадав загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Что это такое?
В: Ребята, Добромир приглашает нас с вами в свою лабораторию. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила, какие?
Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию, оденем спец. одежду и приступим к исследованиям. (оформить сказочную арку)
Воспитатель: Опыты мы начинаем
Интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять-
Много можно здесь узнать!
1. Работают дети
(на столах лежат веера из бумаги.) Ребята, давайте попробуем помахать ладошками себе на лицо. Что мы чувствуем? Что-то нас овевает? А теперь попробуйте помахать веером.
Как вы думаете, что это? Да, ребята, это воздух.
2. Показ воспитателя.
(стол для 5 детей, Стакан, салфетка. Кусочек пластилина, прозрачная емкость с водой) Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая.)
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет.)
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
3. Работаем совместно.
(целлофановые пакеты и зубочистки на всех детей и воспитателя)
Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).
А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный.
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)
4. Первая часть показ воспитателя, вторая- работа детей.
(Поллитровая банка с водой, закрыта хорошей крышкой, стаканы с водой и трубочки для всех детей)
Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
-Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.
Вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
5. Давайте поиграем.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали?
6. Показ воспитателя.
(две свечи в подставках, спички, сухая поллитровая банка) Ребята, мы знаем, что живые организмы дыша кислородом, который находится в воздухе. А что будет, если кислород на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится кислород в воздухе. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. -Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Этот опыт можно проводить только в присутствии взрослых. Почему?
Здоровье человека зависит от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. что же нужно делать, было больше кислорода, а значит и чистого воздуха?
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
7.(резиновые игрушки на каждого ребенка) Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)
Воспитатель: Наше время в сказочной лаборатории кончилось, нужно возвращаться в садик. Снимаем спец. одежду и проходим через волшебную арку в группу.
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.