марина олюнина
Технологии ТРИЗ — развивающее дошкольное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии ТРИЗ – развивающее дошкольное образование.
Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активный деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Именно поэтому современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников, ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Публикация «Технологии ТРИЗ — развивающее дошкольное образование» размещена в разделах
Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.
В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия - важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, именно поэтому важно не упустить этот период. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Рассмотрим целевые ориентиры игровой педагогической технологии - ТРИЗ.
Направление - становление основ творческой личности.
Цель - обучение способам творческой деятельности.
Задачи:
1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям.
2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам.
3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.
4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы, с помощью которых можно решать проблемы.
5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков.
6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований.
7. Научить детей решению творческих задач.
Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, как и любая технология имеет свои этапы, для которых конкретно определена деятельность педагога и детей. От четкости следования этапов и целенаправленности деятельности детей и взрослых во многом зависит результат применения данной технологии.
Особую роль в ходе реализации игровой педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, играют методы, приемы, методики, модели, технологии, техники, адаптированные для работы с детьми дошкольного возраста :
-Метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) и метод «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке).
-методика работы с именами признаков (авторы Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук).
-модель «Элемент – Имя признака – Значение признака».
-метод «Системный оператор» (автор Г. С. Альтшулер,
-«Метод фокальных объектов» (автор Чарльз Вайтинг).
-технику сужения поля поиска решения проблемы. Для этого хорошо подходит метод сужения поля поиска ( дихотомия: числовая, пространственная, классификационная) ( авторы:Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук).
-игры «Да–Нет».
-метод синектики (автор У. Гордон).
-Типовые приемы фантазирования (ТПФ, разработанные Г. С. Альтшуллером, адаптированы для дошкольников Т. А. Сидорчук.
-приемы формирования чувствительности к противоречиям (авторы Н. Е. Веракса, Т. А. Сидорчук).
Перечисленные методы, приемы, методики, модели, технологии, техники технологии, основанной на ТРИЗ, построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать и применять имеющуюся в собственном опыте, отсекать неактуальную в данный момент информацию, получать ее из разных источников, порой даже неожиданных. Многие методы построены на необходимости задавать вопросы. Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, позволяет работать по алгоритму, осваивать модели разных явлений и применять их к различным жизненным ситуациям.
Включаем в непрерывную образовательную деятельность логические ТРИЗ-упражнений, таких как:
“Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например мост и скрипка).
“Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма, заяц (скачет, шина (из резины) и т. д.
“Третий лишний” — выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте. Например: автомобиль — дерево — кошка.
“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая, уголь (белый — черный, металл (легкий — тяжелый, камень (мягкий — твердый) и т. п.
Использование специальных ТРИЗ- игр.
“Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…
“Выбери троих” — из пяти случайных слов или объектов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.
«Точка зрения» — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.
“Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”.
В свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках используем приемы фантазирования: оживление, динамизации, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?
Достаточно эффективным является также прием эмпатии — дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?” и т. д.
Таким образом, в результате свободной деятельности, непрерывной образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.