Светлана Дементьева
Дошкольное образование детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности здоровья.
Сегодня перед современным обществом стоит важная задача - обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование, в том числе и дошкольное – инклюзивное образование.
Публикация «Дошкольное образование детей с ОВЗ» размещена в разделах
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно0образовательный процесс.
На основании наличия у ребёнка особых потребностей вам не вправе отказать в получении образования в желаемой форме и в желаемом дошкольном учреждении. Единственное, что может стать помехой – недостаточное техническое обеспечение ДОО, если для полноценного обучения ребёнка-инвалида требуются особенные технические средства.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.
.
Различаю следующие виды инклюзии:
• Временная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив на определенное время (на празднике, прогулке, экскурсии)
• Частичная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив в режиме половины дня
• Полная инклюзия – ребенок посещает детский сад в режиме полного дня, самостоятельно. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками.
На базе ДОО существуют следующие формы инклюзивного обучения:
• Группы комбинированной направленности - в одной группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой ДОО, с учетом особенностей психофизического развития и возможности воспитанников.
• Группы компенсирующей направленности - в одной группе обучаются дети с определенными нарушениями развития (например, речевого).
• Обучение на дому – индивидуальное воспитание и обучение ребенка на дому.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОО делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
На сегодняшний день наше дошкольное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка