МААМ-картинки

Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА
Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает новое, современное качество дошкольного образования. В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является инновационной технологией в сфере их личностного воспитания. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. На сегодняшний день о музее можно говорить, как об образовательной системе, способной решать как образовательную, так и развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получают яркие впечатления, которые останутся с ними на всю жизнь. Знания, полученные, в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти.

Публикация «Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики» размещена в разделах

Для успешной реализации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду организован мини-музей «Мой Владимир».

Работа в нашем музее проводится методом проектов, таких как: «История моего города»,

Вначале происходит введение детей в тему проекта. Затем вместе с детьми выясняем, что мы знаем о том или ином объекте, предмете, событии. Далее обсуждаем, что хотели бы узнать. Затем решаем, как мы можем узнать об этом, с помощью чего. Таким образом дети самостоятельно ставят цель, а затем, с помощью родителей добывают знания о том, что их интересует. Исходя из вышесказанного можно увидеть, что в проектной деятельности задействованны все участники воспитательно-образовательного процесса (воспитатели - дети – родители).

Создание Мини-музея позволяет мне перенести детей в мир, где каждый экспонат, объект, отдельная тематика рассматривается с помощью метода системного анализа. Этот метод «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения» (далее - ТРИЗ- РТВ) хорошо описан А. М. Страунингом в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». В качестве примера можно привести проект «Здания нашего города»

1. Здание (дом, театр) – рассматривается как система.

2. Надсистема. Дом – часть улицы. Можно рассмотреть, какие дома расположены на улице.

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит дом.

4. Система в прошлом. В этом разделе можно рассматривать в 2 позициях: материал, из которого построен дом может быть представлена в прозрачных емкостях: стекло, дерево, кирпич, бетон, и др.

История возникновения. Какие дома были раньше в нашем городе?

5. Система в будущем. Что может быть с домом в будущем? Какие в будующем будут строить дома?

6. В свою очередь, надсистема может иметь свое прошлое, в данном случае, дом можно рассматривать как строительный материал. Это предполагает исследовательскую работу и практические опыты с различными видами материалов изучение их свойств, развитие тактильных ощущений ребенка и т. д.

7. Будущее надсистемы позволяет увидеть,как будет выглядеть дом, построенный из необычных материалов. Удобно ли будет в нем жить?

8. Наконец, подсистема также рассматривается в прошлом. В случае с домом можно сделать исторический экскурс на тему о том, какие строения заменяли современный.

Конечно, любая работа проводится с учетом возрастных особенностей детей группы.

9. Подсистема в будущем. Тут представляется большой простор для фантазии и творчества детей и взрослых. Можно нарисовать рисунки или выполнить аппликацию, а так же построить из строителя «дом своей мечты» и рассказать о нем.

Последние три позиции системы в будущем предполагают выставку детских, совместных с родителями, педагогами творческих работ, поделок, которые обязательно должны быть в каждом мини-музее.

Метод фокальных объектов, используемый в ТРИЗ РТВ, помогает дошкольникам овладеть мыслительными операциями, рассуждать, нестандартно, развивать креативное мышление. Например, на примере того же дома.

Таким образом, создание мини-музея позволяет рассматривать предмет с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей есть видоизмененная объемная таблица системного оператора. (А. М. Страунинг. Методы активизации мышления дошкольников.)

В заключении хочется привести стихотворение М. С. Гафитулина, который является одним из авторов адаптивной теории решения изобретательских задач (АРИЗ, суть которой заключается в переводе ТРИЗ - знаний «взрослого» уровня на «детский» так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то для чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое Чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах посмотри. (сс. М. С. Гафитулин. Из Золушки в принцессы.)

Литература:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в ознакомлении дошкольников с искусством в соответствии с ФГОС С переходом на ФГОС ДО большой интерес представляет технология музейной педагогики в условиях детского сада. Музейная педагогика представляет.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Конспект ННОД с использованием элементов музейной педагогики в подготовительной группе «Знакомство с гончарным делом» Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности – Захарова Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад.

Консультация для родителей «О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников» Консультация для родителей «О ДИАЛОГЕ МУЗЕЙНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Всем родителям хочется, чтобы.

Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики Климовская Татьяна Ивановна, воспитатель, МДОУ «ДС ОВ №27, п. Разумное, Белгородского района Малые фольклорные жанры- средства народной.

Средства массовой информации как технологии создания гендера на материале современных мультфильмов По причине развития информационных технологий родители рано приобщают детей к мультфильмам. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору.

Средства народной педагогики в воспитании гармоничных этнокульткрных взаимоотношений дошкольников. Аннотация статьи. В статье поднимается проблема межэтнических взаимоотношений в поликультурном обществе Крыма. Учитывая, что в продолжении.

Технологии полоролевого воспитания средства, методы и формы 1. Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений • Специально организованные виды деятельности Этические индивидуальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 20:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД