ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА
Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предусматривает новое, современное качество дошкольного образования. В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является инновационной технологией в сфере их личностного воспитания. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. На сегодняшний день о музее можно говорить, как об образовательной системе, способной решать как образовательную, так и развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получают яркие впечатления, которые останутся с ними на всю жизнь. Знания, полученные, в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти.
Публикация «Технологии ТРИЗ и РТВ как средства музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Для успешной реализации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду организован мини-музей «Мой Владимир».
Работа в нашем музее проводится методом проектов, таких как: «История моего города»,
Вначале происходит введение детей в тему проекта. Затем вместе с детьми выясняем, что мы знаем о том или ином объекте, предмете, событии. Далее обсуждаем, что хотели бы узнать. Затем решаем, как мы можем узнать об этом, с помощью чего. Таким образом дети самостоятельно ставят цель, а затем, с помощью родителей добывают знания о том, что их интересует. Исходя из вышесказанного можно увидеть, что в проектной деятельности задействованны все участники воспитательно-образовательного процесса (воспитатели - дети – родители).
Создание Мини-музея позволяет мне перенести детей в мир, где каждый экспонат, объект, отдельная тематика рассматривается с помощью метода системного анализа. Этот метод «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения» (далее - ТРИЗ- РТВ) хорошо описан А. М. Страунингом в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». В качестве примера можно привести проект «Здания нашего города»
1. Здание (дом, театр) – рассматривается как система.
2. Надсистема. Дом – часть улицы. Можно рассмотреть, какие дома расположены на улице.
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит дом.
4. Система в прошлом. В этом разделе можно рассматривать в 2 позициях: материал, из которого построен дом может быть представлена в прозрачных емкостях: стекло, дерево, кирпич, бетон, и др.
История возникновения. Какие дома были раньше в нашем городе?
5. Система в будущем. Что может быть с домом в будущем? Какие в будующем будут строить дома?
6. В свою очередь, надсистема может иметь свое прошлое, в данном случае, дом можно рассматривать как строительный материал. Это предполагает исследовательскую работу и практические опыты с различными видами материалов изучение их свойств, развитие тактильных ощущений ребенка и т. д.
7. Будущее надсистемы позволяет увидеть,как будет выглядеть дом, построенный из необычных материалов. Удобно ли будет в нем жить?
8. Наконец, подсистема также рассматривается в прошлом. В случае с домом можно сделать исторический экскурс на тему о том, какие строения заменяли современный.
Конечно, любая работа проводится с учетом возрастных особенностей детей группы.
9. Подсистема в будущем. Тут представляется большой простор для фантазии и творчества детей и взрослых. Можно нарисовать рисунки или выполнить аппликацию, а так же построить из строителя «дом своей мечты» и рассказать о нем.
Последние три позиции системы в будущем предполагают выставку детских, совместных с родителями, педагогами творческих работ, поделок, которые обязательно должны быть в каждом мини-музее.
Метод фокальных объектов, используемый в ТРИЗ РТВ, помогает дошкольникам овладеть мыслительными операциями, рассуждать, нестандартно, развивать креативное мышление. Например, на примере того же дома.
Таким образом, создание мини-музея позволяет рассматривать предмет с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей есть видоизмененная объемная таблица системного оператора. (А. М. Страунинг. Методы активизации мышления дошкольников.)
В заключении хочется привести стихотворение М. С. Гафитулина, который является одним из авторов адаптивной теории решения изобретательских задач (АРИЗ, суть которой заключается в переводе ТРИЗ - знаний «взрослого» уровня на «детский» так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то для чего-то,
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то.
Все нейтральное у Что-то
Делает свое Чего-то.
Что-то ты теперь возьми
На экранах посмотри. (сс. М. С. Гафитулин. Из Золушки в принцессы.)
Литература:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.