Получи документы

Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников

Балашова Наталья
Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации (в соответствии с ФГОС ДО).

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Напротив, негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней строгости – то есть, негативных реакций окружающих. Цель позитивной социализации – освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Публикация «Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах

 Слайд 3 Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я.

Ребёнок вступает в мир сначала как индивид, но он уже обладает определенными психологическими качествами, которые отличают его от других. (Например, темперамент). Первичной социальной группой, в которой начинается процесс социализации, является семья. В ней закладываются основы его личности. В семье он усваивает элементарные нормы культуры, учится выполнять простые социальные роли. Несмотря на появление позднее других сфер социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве основные образцы поведения.

 Мы все знаем, что в соответствии с ФГОС ДО задачами социально – коммуникативного развития являются следующие :

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Слайд 4 Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, у них не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера. Использование компьютера может и расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка и создаёт условия для обогащения его кругозора, но дети страдают от отсутствия живого общения, в следствии чего возникают проблемы в общении со сверстниками. Возникает необходимость показать как интересен мир предметов и игрушек, что можно узнать многое о человеке, окружающем мире, природе. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка. И задача педагогов здесь – выбрать такие педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Слайд5 И такую инновационную систему социализации, предложила нам Наталья Петровна Гришаева, старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ. Ее система направлена на формирование основ и умений жить в социальном обществе. Перед дошкольной организацией ставится задача - организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые для жизни в современном обществе. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Так Н. П. Гришаева предлагает систему по социализации, которая включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

Слайд6

1. Клубный час.

2. Проблемная ситуация.

3. Рефлексивный круг.

4. Дети – волонтеры.

5. Волшебный телефон.

6. Социальная акция.

7. Ситуация месяца.

8. Коллективный проект.

9. Развивающее обучение.

10. Включения родителей в образовательный процесс.

Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка – саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – то есть все те качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Слайд 7 «Клубный час» заключается в том, что дети старших групп в течении одного часа самостоятельно перемещаются по зданию детского сада, используя план карту, и соблюдая определённые правила поведения, которые заранее оговариваются педагогом. На этот период педагогический коллектив создает условия для реализации потребности детей в игре, общении: организуются музыкальная, физкультурная, изо деятельность, дети могут зайти в другие группы. Дети самостоятельно выбирают тот вид деятельности, который их наиболее интересует. Цель "Клубного часа" : воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, учить ориентироваться в пространстве, воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим. По завершении клубного часа проходит обсуждение, где дети делятся своими впечатлениями. Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа» :

«Свободный»  К. Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» К. Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный» К. Ч., когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

Слайд 8 Технология "Проблемная ситуация".При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Требования к проблемным ситуациям :

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от

непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических

принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Слайд 9Технология «Ежедневный рефлексивный круг»

Педагогическая технология «Ежедневный рефлексивный круг» - одна из новых технологий социализации ребё нка-дошкольника, позволяющих эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и в жизни в современном обществе.

Актуальность: Часто дошкольники не умеют разрешить элементарные проблемы в общении с товарищами, не имеют своего опыта, а значит, и мнения по огромному числу вопросов, непосредственно относящихся к их жизни.

Время и продолжительность проведения рефлексивного круга: Рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то рефлексивный круг может проводиться еще раз сразу после происшествия. Возможно проведение рефлексивного круга в конце дня или по итогам деятельности. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной– 10-20 минут.

Место проведения рефлексивного круга: Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Основные правила проведения рефлексивного круга: Для детей: говорит только тот, у кого в руках мячик (или другой предмет); если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь; не повторять то, что кто-то уже сказал; не уходить из «круга», пока он не закончится.

Условия эффективного проведения рефлексивного круга: Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени, поставить в центр круга свечу (фонарик, мяч, клубок или другой предмет, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Лучше, когда дети садятся в круг на свои коврики – это оптимальный вариант. Для привлечения внимания детей надевать на руку куклу и говорить от её лица.

Темы рефлексивных кругов могут выбираться в соответствии с календарно-тематическим планированием, определяться ситуацией дня или возникшей проблемой. Вопросы, задаваемые во время рефлексивного круга, исходят из темы и имеют цель расширения её обсуждения.

Технологии «рефлексивный круг» позволяет решить следующие задачи: сплотить детский коллектив; развивать умение выражать свои мысли, чувства и переживания публично; формировать умение слушать и понимать друг друга; передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее; в процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, формируются навыки общения между детьми.

Слайд10Технология «Дети – волонтеры»предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, кушать, лепить, рисовать и т. д.

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

развивать самостоятельность и ответственность у старших дошкольников, а также навыки общения в разновозрастном коллективе;

создавать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

давать возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.

 Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Слайд 11 Технология волшебный телефон, детский «телефон доверия»- позволит ребенку выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а педагогу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.

Слайд 12Технология «Социальная акция» призвана напомнить всем, что самое главное в жизни – это хорошие отношения между людьми, что на свете так много вещей, без которых человеку действительно невозможно прожить: дружба, сострадание, любовь, уважение.

Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение.

Акции всегда являются тематическими, то есть все мероприятия в рамках акции связаны одной темой, направлены на одну идею. Акции могут разделяться по продолжительности:

Красткосрочные (1 день).

Среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме.

Акции могут быть различной направленности :

-помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);

-экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);

-окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);

- значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).

Слайд 13 Технология «Ситуация месяца» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.  

Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.

Задачи педагогической технологии

«Ситуация месяца» :

воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

учить детей ориентироваться в пространстве и времени;

воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

формировать умение проявлять инициативу;

формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала является беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.

Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

Участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написание сценариев праздников. И в самом празднике.

Слайд 14 Технология «Коллективный проект»Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Слайд 15. Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии

саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в

большей степени самому ребенку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных

ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению

конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или

родителей? Следующие факты говорят в пользу обучения.

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает

взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно

занимать более комфортную позицию помощника.

Во-вторых, когда дети осваивают технологию ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведет к большей самостоятельности каждого отдельного ребенка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навык конструктивного поведения конфликтности группы в целом.

В-четвертых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет

им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребенка растёт.

Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазлиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующее решение конфликта.

Шаг 1

Опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».

Шаг 2

Опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок.

Не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что – то не точно.

Шаг 3

Примите чувства ребёнка,посочувствуйте одному и «помычите» другому.

Можно сказать: «Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»

Шаг 4

Попросите детей озвучить свои позиции друг другу.

Например, предложите сказать одному из них: «Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.

Шаг 5

Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами,

Напомните правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом.

Например: «А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»

Шаг 6

Оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих.

Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что кода ребята найдут такое  решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет «коврик мира».

Безусловно, обращение к «правилам жизни в группе», к помощи «коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии «Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой возрастной группе.

Слайд 16. Таким образом, используя данные технологии, ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, после совместной деятельности раскрываются собственные творческие возможности.

Слайд 17. Спасибо за внимание.

 

Список используемой литературы:

1. Гришаева Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика- Синтез,2014

3. Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально - коммуникативное развитие дошкольников».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 17:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Балашова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД