Алина Гайдаенко
Технологии сенсорного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие является основой общего умственного развития ребенка. Оно представляет собой формирование ощущений и восприятий, представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые поступают в мозг от различных органов чувств и научился объединять их в единое целое. Технологии сенсорного развития ребенка представляют собой совокупности приемов, техник освоения сенсорных эталонов и включаются во все виды детской деятельности. Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая предметно - разевающая среда его жизни: из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособия она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены и доступно ли для самостоятельной деятельности. Насыщенная сенсомоторная среда основное условие сенсорного развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя оборудование для знакомства с цветом, формой и величиной предметов. Сенсорные игрушки учат ребенка мыслить, запоминать, анализировать, обобщать, экспериментировать, что в свою очередь очень развивают способности детей. Сенсорное развитие дошкольника начинается с освоения основных цветов, признаков формы, величины предмета. В дальнейшем цветовая палитра и форма усложняется, добавляются различные возможности ими оперировать: складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т. д.
Публикация «Технологии сенсорного развития дошкольников» размещена в разделах
Существует методика развития Марии Монтессори. Разработанная система Марии Монтессори является одной из самых результативных технологий сенсорного развития. Она экспериментально доказала, что прежде чем ребенок начнет заучивать цвета, формы, начать различать запахи, он проходит период практической деятельности
, т. е. в процессе развития ребенок сначала манипулирует с предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами, все это создает некую сенсорную базу, необходимую для умственного и речевого развития. Работа с материалом Монтиссори предполагает овладение чистыми категориями восприятия, например, розовая башня показывает только разницу в размерах. Свойства предметов, сенсорные эталоны становятся осознанными с помощью выполнения упражнения на специальном оборудовании, например ребенок должен вставить цилиндр в соответствующее отверстие, если цилиндры вставлены не правильно, то один остается лишним, таким образом ошибка препятствия, самостоятельное обнаружение ошибки и ее исправление способствует приобретение нового видения, которое помогает распознать разницу в цилиндрах. Дидактический материал Марии Монтессори предусматривает 5 типов контроля ошибок, : механический, психологически, при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи педагога.
В детском саду сенсорные эталоны и способы обращения с ними закрепляются также в ходе режимных моментов, например, когда ребенок одевается, обращают внимание на цвета его одежды. Технологии сенсорного развития применяются также на занятиях с логопедом, педагога психолога. Используется технологии песочной терапии, арт терапии, игровой терапии. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, используется различные модели натуральных объектов : конструкторы, оборудование для художественного творчества, настольные игры, сосуды с водой, крупами, тематические игрушки, люди, строения, животные, растения и др. Активно используются оборудования песочной терапии. Песочная терапия для ребенка это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ребенок в латке с песком строит актуальную для него картину мира, используя мелкие фигурки и природные материалы. Условия кабинета песочной терапии активно используется для сенсорного развития воспитанников, перенос традиционных заданий в песочницу дает дополнительно стимулирующий эффект. Повышается мотивация ребенка к занятиям, более гармонично происходит развитие познавательных процессов. Внедрение разнообразных технологий сенсорного развития в развивающую среду ДОУ помогает детям быстрее освоить сенсорные эталоны, развить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.