Ирина Плитина
О возможностях и методиках современного образования младших дошкольников на примере сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Тема: «О возможностях и методиках современного образования младших дошкольников на примере сенсорного развития».
Для того, чтобы каждый ребёнок мог раскрыться как личность, проявлять свои индивидуальные интересы и свободно выдвигать собственные инициативы, он должен чувствовать себя в атмосфере социального и эмоционального комфорта. Наша задача как воспитателя, поместить его в эту среду, чтоб он мог полностью раскрыть свой потенциал.
Публикация «О возможностях и методиках современного образования младших дошкольников на примере сенсорного развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Для этого государство дало нам ориентиры ФГОС ДО. Следуя им, мы должны улучшить качество предоставляемых нами услуг, используя новые подходы и методы воспитания. В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Основываясь на теоретических материалах по сенсорному развитию детей дидактических игр и пособий [«Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов»/ авт. Т. В. Башаева; «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы». Наталия Нищева, Изд. Детство-Пресс, 2011; «Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому»/ авт. В. Г. Дмитриева; «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей»/ авт. Е. А. Солнцева], которые направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, вкус, запах и и. д., различать их, а также устанавливать простейшую взаимосвязь между ними.
Сенсорное развитие является основой овладения любой практической деятельностью. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-помогает упорядочить ребенку хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность, воображение и внимание;
- позитивно влияет на эстетические чувства;
-способствует овладению новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка, а так же развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Актуальность сенсорного метода обучения, еще и в том, что в последнее время у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Современные дети гораздо позже начинают обращать внимание на цвет и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, основы которого закладываются в дошкольном, и продолжается в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, они представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание, в котором должны участвовать воспитатели и родители, так как усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных основ детьми, самостоятельно они не научатся использовать, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполным.
Для развития сенсорных способностей детей, воспитатели должны поставить перед собой следующие задачи:
1. Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в умывальной.
2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.
3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
4. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, собственной подаче материала.
5. Научить ребёнка обследовать. Обследование обычно осуществляется в несколько этапов, и осуществляется направленностью от простого к сложному (Например : научить определять форму предмета в целом, затем выявлять форму и размер главных частей предмета, и в конце его второстепенных качеств).
6. Формировать у детей сенсорных эталонов. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Для решения задач сенсорного воспитания используются разнообразные методы :
- Обследование предметов. (Например : яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное);
- Метод развития мотивации обследования. (Например : «растения появляются из семечек, они дают росток, чтоб он появился, семечку нужно полить»)
- Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании.
- Метод сравнения (сравниваем квадрат и круг методом наложения).
- Метод упражнения, т. е. многократное повторение. (Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик).
Дидактические игры могут помочь контролировать усвоение сенсорного материала детьми.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми осуществляется в зависимости от возраста детей. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением и наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому лучше всего объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Процесс игры должен быть организован так, чтоб создавать бодрое и радостное настроение у детей, подчеркивая, что играть нужно, не мешая друг другу. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом, разбирать и собирать его вместе. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал.
Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.
Подготовленный мною материал, считаю инновационным и отвечающим требованиям и задачам ФГОС ДО, потому что развитие сенсорики, это основа для совершенствования практической деятельности современного человека, а закладывание ее фундамента в младшем школьном возрасте, приобщает ребенка к быстроразвивающейся информационной среде, где оценку происходящему нужно давать в минимальный срок, приобщает к участию и взаимодействию в занятиях всех участников образовательного процесса (воспитатель, родитель, ребенок).