МААМ-картинки

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Екатерина Пономарева
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Р. П. КАРГАПОЛЬЕ

Выступление на тему:

«Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Подготовила: учитель-логопед

Пономарева Е. С.

р. п. Каргаполье,

2020

«Современные технологии

Публикация «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процесс, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. В. Выготский

Цель: систематизация и углубление знаний педагогического коллектива по вопросу развития речи.

Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ.

Человек, в детстве овладевший выразительными средствами языка, вряд ли будет обеднен в жизни среди техники и компьютеров, среди строгих категорий и понятий, и всегда найдет место сравнениям, метафорам, образам и эпитетам. И проблема забвения языка от части будет решена.

А в сложном процессе овладения средствами образной речи, выразительности языка поможет лингвистическая одаренность ребенка, свойственная периоду детства, его особое языковое чутьё к речи, то чего лишены многие взрослые в наше время. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

Технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Факторы успешного речевого развития :

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

2. Создание условий для общения с другими детьми;

3. Совместные игры взрослого и ребёнка;

4. Удовлетворение любознательности ребёнка;

5. Правильная речь взрослого;

6. Развитие мелкой моторики рук;

7. Чтение художественной литературы.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

1. ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей; воспитание культуры общения и речи;

2. технология должна носить здоровьесберегающий характер;

3. основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

4. реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

5. организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Ошибки педагога.

• Много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей;

• У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других;

• Педагоги повторяют детские ответы;

• Требуют от ребёнка только «полных» ответов.

Современные технологии речевого развития детей.

1. Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения, и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать, что здоровье—это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физического дефекта.

Здоровьесберегающие технологии :

• цветоттерапия

• музыкотерапия

• игротерапия

• фитотерапия

• песочная терапия

• аромотерапия

• витаминотерапия

• физиотерапия

• релаксация

• психогимнастика

• воздушные ванны

• дыхательная гимнастика

• закаливание

• профилактика плоскостопия

• профилактика нарушения

• осанки

• массаж и самомассаж

• гимнастика пробуждения

2. Азбука общения

Цели технологии :

формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.

Основные авторы технологии Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова).

Использование Технологии «Азбука общения»

позволяет развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Результатом внедрения технологии «Азбука общения» стало понимание и принятие идеи - Научись детей любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека - у тебя будут проблемы. Центральная идея- это установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

Для решения названных задач используются следующие формы образовательной деятельности :

- развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные);

- этюды, импровизации;

- наблюдения, прогулки, экскурсии;

- моделирование и анализ ситуаций общения;

- сочинение историй и др.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ

(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.

Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению.

На основе его выводов создали свое методическое пособие «Технологии развития связной речи дошкольников» Татьяна Александровна Сидорчук и Николай Николаевич Хоменко, внедрив в это пособие и технологии РТВ.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.

Основные этапы методики ТРИЗ

1). Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2). «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3). Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

4. Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема

5. МНЕМОТЕХНИКА - (греч.)«искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная система методов способствует: развитию разных видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);

мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов.

Авторы: Валентина Константиновна Воробъева, разработавшая сенсорно-графические схемы;

Татьяна Александровна Ткаченко, автор предметно-схематической модели;

Вадим Петрович Глухов, который предложил использование блок-квадратов;

Татьяна Васильевна Большева ввела коллаж в «Мнемотехнику»;

Людмила Николаевна Ефименкова, предложившая схему составления рассказа. На экране представлены основные авторы мнемотаблиц. Вы вполне можете составлять свои.

«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендовано использовать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.

6. Технология активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина)

По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой

совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Лингвистические игры

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).

«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).

«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).

«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).

«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).

«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

7. Технология интегрированного обучения

Способствует развитию потенциала самих воспитанников, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей

Интеграция дает возможность для самореализации,самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Она может проходить по следующим направлениям:

музыка+ познавательное развитие (ФЭМП);

речевое развитие (развитие речи, обучение грамоте) + познавательное развитие (ФЦКМ) + музыка;

речевое развитие (развитие речи)+ музыка +художественно-эстетическое развитие (рисование) + художественная литература;

познавательное развитие (экспериментально-исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим) + художественно-эстетическое развитие;

(аппликация) + речевое развитие (обучение грамоте, развитие речи, и т. д.

Детям не даются готовые знания, их учат «добывать» самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности. Вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты,узнают о свойствах

предметов, выражают в речи практические действия и воплощают художественно-творческий образ в рисовании.

Правила для смелых и упорных педагогов:

Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 10:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Пономарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД