Галина Сидельникова
Технологии развивающего обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Сидельникова Галина Викторовна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
«Технологии развивающего обучения»
Теория развивающего обучения берет своё начало в работах И. Г. Песта-лоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. С. Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспери-ментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Мен-чинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диа-лектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ве-дущей жизненной силой психического развития ребенка, становление у него всей совокупности качеств личности:знаний, умений, навыков (ЗУН, способов умственных действий (СУД, самоуправляющих механизмов личности (СУМ, эмоционально-нравственной сферы (СЭН, деятельностно-практической сферы (СДП).
Публикация «Технологии развивающего обучения» размещена в разделах
Эта концепция развивающего обучения утвердилась в ХХ веке благодаря трудам русских ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Э. В. Ильенкова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдо-ва.
В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его со-отношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи была предпринята Л. В. Занковым, который в 50--,60-х годах двадцатого столетия разработал систему интенсивного всестороннего развития детей для начальной школы, но тогда она не была внедрена в практику.
Иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработа-но Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспе-риментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на разви-тие интеллектуальных способностей ребенка.
В данное время существует множество технологий развивающего обуче-ния, имеющих свою специфическую направленность и одинаковую конечную цель: развитие самостоятельной нравственно-волевой личности.
Так, технология Л. В. Занкова направлена на общее целостное развитие личности, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова акцентирует развитие способов ум-ственных действий, технологии творческого развития отдают приоритет эмо-ционально-нравственной сфере, технология Т. К. Селевко ориентируется на раз-витие самоуправляющих механизмов личности, И. С. Якиманской- на деятельно-стно- практической сферы.
В 1996 году Министерство Образования России официально пришло суще-ствование систем Л. В. Занкова, Д. В. Эльконина- В. В. Давыдова.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Знания – не конечная цель обучения, а средство развития ребенка.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума. Обучение, по словам ведущих русских педагогов и психологов, должно быть организовано так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные пред-посылки и внося в них существенные коррективы.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стиму-лируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
В психологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоя-тельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодей-ствие включает все этапы деятельности:
1) целеполагание (развивается самостоятельность, свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость);
2) планирование и организация (развивается самостоятельность, воля, творчест-во, созидание, инициатива, организованность);
3) реализация целей (трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплини-рованность, активность);
4) анализ результатов деятельности (формируется честность, совесть, критерии оценки, ответственность, долг).
Позиция ребенка как объекта обучения при традиционном обучении лишает его полностью или частично действий целеполагание, планирование, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития.
Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоя-тельности, положительной я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения – учащего себе индивида.
Традиционные для ХХI века социотализаторские и биологизаторские тео-рии обучения уступают место способам, основанным на субъективных, психо-генных факторах развития.
В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятель-ности, субъектом своего развития.
В содержании развития важным является не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познава-тельных сил и творческого потенциала ребенка.
Все группы качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру.