Светлана Глух
Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
– учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости;
– продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, умение делать выводы, отражать в речи;
– закреплять умение детей, используя алгоритм решения проблемной ситуации, добывать знания;
– развивать партнерские отношения между детьми;
–воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание помогать другим.
Словарь:
– активизация: условная мерка;
– обогащение: объем, жидкость.
Публикация «Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР „Свойства объёма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Предварительная работа: измерение длины, высоты, ширины с помощью условной мерки; работа с алгоритмом решения проблемной ситуации.
Материал: условные мерки для измерения длины (линейка, веревочка, палочка и т. д., карточки «исследователей», емкости разной формы и величины (парные, две разные чашки с соком, алгоритм решения проблемной ситуации.
Ход проблемной ситуации.
Мотивация: Ребята! Я хочу вам рассказать историю. Незнайка и Знайка поспорили:
- У меня в чашке сока больше, потому что чашка у меня выше!
- Нет, у меня больше сока, потому что моя чашка шире!
-А вы как думаете? (Варианты ответов детей). Хотите помирить героев? А что нужно для этого сделать? (Нужно узнать, одинаково ли количество сока в чашках).
I этап - постановка проблемы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ:Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:
-Мы хотим помирить героев, но не знаем как измерить количество сока в чашках.
Проблемный вопрос:
- Как измерить количество сока, если чашки разной формы?
Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети осознают создавшееся противоречие: чтобы помирить героев, нужно измерить количество сока.
Дети «осознают» цель поиска.
- Нам нужно узнать количество сока в каждой чашке и сравнить.
Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.
Дети на стенде последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их.
II этап - актуализация знаний
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ:- Попробуем вспомнить что мы использовали, когда не могли сравнить длину предметов? (Выставляет эти предметы по мере того как их называют дети: линейку, веревочку, полоску бумаги, палочку).
- С помощью чего мы измеряем? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети вспоминают:С помощью условной мерки.
- Что мы измеряли с помощью условной мерки? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Длину, высоту, ширину. (Дети выставляют символы: «длина», «ширина», «высота»).
- Можно ли этими мерками измерить количество сока? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: Нет.
- Значит, нам нужна …ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Другая условная мерка.
III этап - выдвижение гипотез, предположений
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ:- Будем размышлять: сок – это вода или жидкость. Что умеет делать вода?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: Дети отвечают, называют свойства воды.
- Если вода умеет течь, то ее можно во что-нибудь налить.
- Посмотрим внимательно: если у наших героев чашки разные, то можно дать им одинаковые и ….перелить туда сок и сравнить его количество. Как сравнить? (выставляет две одинаковые непрозрачные чашки).ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети участвуют в размышлении.
- Такие подойдут? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: Нет, потому что не видно, сколько налито.
- Значит, нужны какие чашки, чтобы увидеть количество? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Прозрачные.
- Что если у нас есть только одна маленькая чашка. С помощью нее мы можем измерить количество сока? Попробуйте догадаться как? (Подсказывает детям в случае затруднения).ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Предположение детей: измерить, сколько в большой чашке поместиться маленьких чашек. То же самое со второй. Потом сравнить количество маленьких чашек.
- Мы предполагаем, для того чтобы выяснить количество сока в разных чашках, мы можем это сделать двумя способами:
1-й - взять две одинаковые прозрачные мерки и сравнить уровень жидкости в них.
2-й – сосчитать количество маленьких мерок в каждой из чашек и сравнить. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети обобщают предположения: выставляют символическое изображение опыта.
- Пришло время проверить наши предположения.
IV этап - проверка решения
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- Куда мы с вами отправимся для проверки? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: В лабораторию.
(Дети переходят в детскую лабораторию.)
-Воспитатель предлагает детям разделиться на две подгруппы.
Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети подгруппами проводят поисковую деятельность (используют рабочие листы,
проверяя количество сока опытным путем (переливают сок в мерные мерки, сравнивают и т. д., фиксируют результат.
- Предлагаю каждой группе «исследователей» рассказать о результатах своей работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети озвучивают результаты своих поисков: количество сока в чашках героев оказалось одинаковым. Так что спор разрешен!
- Что можно сказать о наших предположениях? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Они оказались верными.
V этап – введение в систему знаний
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ:Воспитатель предлагает детям сделать вывод: Незнайка и Знайка не ссорятся, т. к. количество сока в чашках одинаковое. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:Дети формулируют вывод: количество сока (жидкости) в разных чашках можно измерить с помощью условной мерки – мерного стаканчика.
-Воспитатель предлагает разместить символ новых знаний в Уголке открытий. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:
Дети размещают в Уголке открытий символ новых знаний. Присваивают новые знания: с помощью условной мерки – мерного стаканчика можно измерить любую жидкость в разных емкостях.