Елена Кривошеева
Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания, права и обязанности.
Педагогическим кредо педагога развивающего обучения должны быть такие слова: «Не давать детям информацию в готовом виде. Работать так, чтобы ребята открывали новые знания».
Публикация «Доклад „Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для развития творческого потенциала каждого ребёнка на занятиях создаю развивающую среду, способствующую реализации детских интересов, их жизненной активности.
Занятия построены так, чтобы ребёнок не только слушал педагога-психолога, но и сам являлся бы участником процесса развития, постоянно упражнялся в выполнении игровых заданий.
Для подготовки и проведения занятий с детьми на качественном уровне, использую информационные технологии. Информационные технологии являются мощным техническим средством обучения, необходимым для совместной деятельности, как педагогов, родителей, так и дошкольников.
Одним из элементов технологии развивающего обучения в старшем дошкольном возрасте является умение педагога-психолога организовать, построить и поддержать дискуссию, которая учит детей мыслить, аргументировано приводить доводы.
В качестве подведения итога задания, результатов его выполнения, использую взаимопроверки, которые очень нравятся детям.
Радость нового «Открытия» дарит ребёнку заряд положительных эмоций, радость победы побуждает его к новой деятельности с верой в собственные силы.
Содержательное общение педагога-психолога с каждым ребёнком с учётом уровня его развития, интересов и потребностей, является основой для построения процесса развивающего обучения.
В процессе развивающего обучения с детьми старшего дошкольного возраста включаю в занятия элементы современных технологий : игры Воскобовича, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, метод фокальных объектов, цепочки ассоциаций, мозговой штурм, лимерики, загадки, друдлы.
Моя задача, как педагога-психолога, стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:
• высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного и др.);
• высокий уровень активности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;
• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и контроле за ними.
Игровое задание «Составление предложений»
Цель: развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
• Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
• сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);
• творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Задание для педагогов: корова, аэродром, солнце
Игровое задание «Метод фокальных объектов»
Цель: требуется совместить несовместимое; продуцирование большого количества различных гипотез; установка на множественность вариантов решения
В столбце слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства
1. Автобус
2. Барабан
3. Бетон
4. Веревка
5. Газета
Ароматный
Беспрерывный
Воздушный
Жидкий
Изменчивый
Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца:
- Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои.
- Беспрерывный автобус - длинный - предлинный.
- Воздушный автобус - аэробус.
- Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальном помещении - люди, при столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара.
- Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, скорость.
Соединяя, таким образом, каждое существительное со всеми прилагательными, можно обнаружить немало любопытных идей.
Задание для педагогов: Барабан
Игровое задание «Поиск общего»
Цель: формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом-психологом (например, тарелка и лодка).
- Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину»);
- необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете.
Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задание для педагогов: стол и забор
Игровое задание «Поиск предметов по заданным признакам»
Цель: формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета.
Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».
Задание для педагогов: Шторы и палас
Мозговой штурм
Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи.
На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:
1. Постановку задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу.
Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
Можно научить детей позитивной критике.
Великолепным стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком".
Темы мозгового штурма для детей
- Чем можно рисовать на асфальте?
- Как сделать разноцветную льдинку?
«Буриме»
Означает стихотворение, обычно, шуточного характера, на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
Например: «тишина – весна»
«…Все умолкло. Тишина.
Где же ты, скажи, весна?»
Задание для педагогов: «краски-сказки»
Дети:
«…Нарисовали краски,
Детям прекрасные сказки…»
«…Купила мама краски,
Ну, прямо, как из сказки…»
«Лимерик»
Это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы.
Например:
«…Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел
Въедливый старик болотный…»
По данной схеме придумайте свои лимерики:
• первая строчка - выбор героя,
• вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии,
• третья и четвертая - само действие,
• пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа.
Дети:
«…Жил на свете крокодил
Жадным был и очень злым
Он на дереве сидел
Мух и комаров всех съел
Потому что был один,
злой и вредный крокодил…»