Наталья Моденова
«Технологии развивающего обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей деятельности я использую современные образовательные технологии, рекомендуемые ФГОС.
В своей работе я опираюсь на принцип развивающего обучения. Детям стараюсь не только давать знания, формировать умения, но и развивать все познавательные процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также, волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивать личность ребенка в целом.
Через использование образовательных технологий у детей развиваю такие качества, как творчество, самостоятельность, инициативность, интеллект, коммуникативность.
Публикация «„Технологии развивающего обучения“» размещена в разделах
Используя метод проектов, я развиваю у детей познавательные, исследовательские и творческие способности.
При осуществлении проекта «Мир ткани» (Приложение) я выделила следующие этапы: на основе возникшей проблемы определила цель проекта; разработала проект, т. е. составила план деятельности по достижению цели. Далее осуществлялась деятельность по практическому осуществлению проекта. Последний этап - это презентация и подведение итогов.
Проект заинтересовал не только детей, но и родителей. Во время осуществления проекта дети 5-7 лет с большим интересом выполняли домашние задания, проводили эксперименты, «превращались» в художников, модельеров. Ребята активно участвовали в пополнении коллекции «Виды ткани». Было видно, что дети заинтересованы. Родители тоже принимали активное участие в реализации проекта: изготавливали вместе с детьми костюмы к праздникам, организовали экскурсию.
В проекте сочетаются интересы всех участников. Я имела возможность проявить творчество в работе, родители – активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе, а дети удовлетворить свои интересы, желания и потребности.
После завершения проекта сделала для себя выводы: стала более развита речь, появилась самостоятельность в познании новой информации. Ведь любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и игровую, и практическую деятельность детей. Ребенок в проекте имеет возможность проявить себя со всех сторон.
Также вместе с родителями и детьми осуществили проекты: «Уголок по безопасности дорожного движения», «Елочка - зеленая иголочка», «Семья», «Витаминный калейдоскоп», «Этих дней не смолкнет слава» и др.
С помощью методов и приемов ТРИЗ я развиваю у детей воображение и мышление детей. Для развития воображения использую следующие методы: метод фокальных объектов, эмпатии, метод, направленный на достижения идеально конечного результата (ИКР)
Используя метод фокальных объектов, провожу с детьми игру «Путаница». Цель ее заключается в умении детей находить типичные свойства объекта. Называю детям 3-4 объекта с необычными свойствами (например, тигр заостренный, карандаш полосатый, полка замерзшая, стекло книжное) и прошу детей подобрать каждому объекту типичное свойство.
Этот метод позволяет детям придумывать сказки, рассказы.
Метод эмпатии позволяет представить себя в качестве кого- либо или чего- либо в проблемной ситуации. Детям среднего возраста предлагаю превратиться в объект, рассказать о своих чувствах в данный момент. «Ты - фиалка, которую забыли полить и на три дня оставили на подоконнике, освещенном жарким солнцем. Расскажи, что ты чувствуешь».
У детей старшего возраста формирую умение отождествлять себя с образом и самостоятельно принимать решение в проблемной ситуации. «Расскажи, что ты почувствуешь, если будешь пожарным и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок?»
Для развития творческого воображения я использую типовые приемы фантазирования:
- «фантастическое сложение». Детям я предлагаю поэкспериментировать: что будет, если к дому прибавить колеса? Если соединить женщину и рыбу?
- увеличения или уменьшения размеров объекта. Например, мы берем простую палку, и она проходит у детей путь от зубочистки до столба, или такой же путь проходит ниточка, начиная с ниточки, которую вдели в иголку, и кончая канатом.
Метод, направленный на достижения идеально конечного результата (ИКР, учит ребенка выделять самое лучшее качество.
Например, при моделировании африканского животного, которое никого и ничего не боится, дети старшей группы взяли самые лучшие качества: у слона - силу, у гепарда- быстроту, у обезьяны - ум, у жирафа- высоту. У нас получилось интересное животное, т. е. «самое- самое».
Для развития творческого мышления детей я использую задачи творческого характера. Этот прием формирует у дошкольников умение выявлять противоположные свойства объекта, формулировать противоречие, оценивать полученные результаты и выбирать лучший способ разрешения проблемной ситуации.
Творческие задания по формированию чувствительности к противоречиям. В задании «Найди слово, противоположное по значению» учу детей находить антонимы.
Творческие задания по обучению формулированию противоречий.
Детям предлагаю игру «Объяснялки». Цель ее: учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований. Например, мухомор ядовитый для человека, а для животных - полезный (лекарство).
Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.
Детям можно предложить следующее задание: двое рыбаков вышли на небольшой яхте в море, чтобы наловить рыбы. Какие проблемы у них могут возникнуть?
При решении задач такого рода продуктом творчества является сам мыслительный процесс, производимый ребенком.
Технология проблемного обучения включает в себя частично- поисковый и исследовательский метод. С помощью частично- поискового метода учу детей видеть проблему, ставить вопросы, строить доказательства, делать выводы. Исследовательский метод направлен на умение решать проблему самостоятельно. Мы с детьми работаем по следующему плану:
- постановка проблемы;
- выдвижение предположений;
- проверка гипотез;
- подведение итогов.
Чтобы у детей развивалось мышление, умение и навыки исследовательского поведения, я пользуюсь следующими приемами:
- упражнения для развития умения видеть проблемы, на выдвижение гипотезы
-Экспериментирование. Экспериментирование использую в различных видах деятельности. В группе создан уголок экспериментирования.
Групповой метод использую в старше- подготовительной группе. Но начиная со средней группы, учу детей объединяться по подгруппам. Для этого использую игры «Чей кружок быстрее соберется», «Найди пару» и др. У детей появляется представление, что значит объединяться в группы. В старшей и подготовительной группах учу работать детей в микрогруппах: дети учатся договариваться между собой, т. е. у них развиваются коммуникативные навыки. Дети учатся учитывать мнение партнера, отстаивать свое мнение, а также в процессе групповой работы решаются такие задачи, как развитие речи, мышления, умение делать умозаключения. Использую разные способы деления детей на группы: дети делятся на группы по желанию, по половому признаку, «по способностям», по моему заданию.
Через использование игровых технологий я развиваю познавательные способности, творческие способности, физические качества. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Функции игры:
1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
2. Познавательная (расширение кругозора)
3. Коммуникативная
4. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
5. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
6. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Игровые технологии применяю при проведении НОД, в совместной
деятельности в режимные моменты.
Использую игры: обучающие, тренировочные, обобщающие,
познавательные, воспитательные, развивающие, творческие, репродуктивные, коммуникативные, диагностические.
Используя игровые технологии, я
-активизирую воспитанников,
-повышаю у них познавательный интерес,
-стараюсь вызвать эмоциональный подъем,
-развиваю творчество.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Еще одна технология, которую я использую в работе с детьми - технология «Портфолио» . Портфолио -это одна из технологий, которая обеспечивает личностно- ориентированный подход в образовании. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен». Технология портфолио помогает мне взаимодействовать с детьми, родителями.
У каждого ребенка, посещающего мою группу имеется портфолио- копилка личных достижений в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций. Называется портфолио «Портфельчик достижений».
Оформлением портфолио обычно занимаются родители вместе с детьми. Родители, увлеченные портфолио, открывают у себя новые таланты: сочиняют подписи к фотографиям в виде стихов, рисуют.
Портфолио содержит несколько разделов:
Раздел Содержание
«Разрешите представиться» Фамилия, имя ребенка
Какая (какой) я
Я люблю
«Я расту» Рост и вес
«Копилка» Работы детей
«Мои достижения» Грамоты, дипломы,
Ребенок оформляет сам, а взрослые ему помогают. Даже если это страницы, оформленные на компьютере, ребенок-участник.
Дети с большим интересом заполняют разделы портфолио, с удовольствием подбирают фотографии друзей, свои. С интересом рассматривают свое порфолио, сравнивают свои работы в младшем возрасте и старшем, составляют рассказы о друзьях, о своей семье.
Портфолио дошкольника - своеобразный маршрут его развития.
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Ведь там собрано все, чему ребенок научился, чего достиг за годы пребывания в детском саду.
У меня тоже имеется портфолио- папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников.
Мое портфолио содержит следующие разделы: «Визитная карточка», «Повышение уровня педагогической квалификации», «Педагогическая копилка», «Показатели в работе», «Отзывы». Разделы постоянно пополняются.
Для сохранения и укрепления здоровья детей я использую здоровьесберегающие технологии :
1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья (закаливание, физкультминутки (приложение, пальчиковые игры (приложение, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после дневного сна, подвижные и спортивные игры)
2 Технологии обучения здоровому образу жизни (НОД по физической культуре, утренняя гимнастика, беседы по ЗОЖ, точечный массаж)
3 Коррекционные технологии. (Технология коррекции поведения, артикуляционная гимнастика)
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к обучению передо мной стоит задача - сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к познанию. Поэтому в своей практике я использую ИКТ.
Применение ИКТ в моей практике:
подбор материалов для наглядности, оформления стендов, группы,
ознакомление со сценариями, праздниками, методической
литературой, опытом коллег,
подбор познавательного материала,
создание презентаций в программе Power Point,
хранение материалов,
просмотр мультфильмов, видеороликов,
оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек,
оформление анкет и других диагностических бланков для родителей,
оформление документации, отчетов.
Использование компьютерных технологий помогает мне:
привлекать детей к активной деятельности,
делать образовательную деятельность более наглядно,
решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность,
активизировать познавательный интерес,
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.
В своей работе я использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер, сканер, копир
DVD плейер
Телевизор
Фотоаппарат
Видеокамера
ИКТ я применяю в процессе взаимодействии с детьми и родителями. ИКТ очень привлекает детей. Дети становятся более заинтересованными, активными. ИКТ использую при проведении НОД и в совместной деятельности в режимные моменты с детьми. Создаю презентации по ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, по безопасности, подбираю иллюстрации к художественной литературе. Мультимедийные презентации составляю с учетом возрастных особенностей детей с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД.
Для детей у меня имеются презентации: «Осень», «Как хлеб на стол пришел», «Моя семья», «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Наши защитники», «Красная книга Костромской области» (Приложение) и др. Презентации создаю для ознакомления детей с окружающим миром в форме викторины, кроссворда.
Для развития интереса у детей к художественной литературе создала викторину «По страницам сказок»» (Приложение) в виде мультимедийной презентации. Викторина рассчитана на детей 4-6 лет. Проводится в игровой форме в виде загадок. Кощей Бессмертный заточил Василису Прекрасную в темницу. Дети выполняют различные задания, чтобы освободить Василису Прекрасную. Викторина «По страницам сказок» позволяет детям закрепить знания сказок, повышает интерес к сказкам, стимулирует познавательный интерес детей, способствует развитию памяти, речи, восприятия, мышления, доставляет радость детям.
Вместе с детьми смотрим мультфильмы, слушаем художественные произведения, используем музыкальное сопровождение.
При изучении темы «Электробытовые приборы» дети знакомятся с устройством компьютера.
Для развития психических процессов, подготовки детей к школе, развития их кругозора использую развивающие компьютерные игры: «В гостях у Кролика», «В детсад с Кроликом», где веселый Кролик помогает детям больше узнать об окружающем мире, освоить навыки чтения, счета. В игре «Смешарики» дети учатся собирать пазлы, находить лишние картинки, отличия.
Активно использую ИКТ в процессе взаимодействия с родителями:
Консультации родителей через электронную почту;
Демонстрация мультимедийных презентаций на родительских собраниях и открытых занятиях;
Организация выставок детских творческих работ с использованием слайд-шоу;
Создание буклетов, информационного материла для родителей.
На родительском собрании «Забота о здоровье ребенка» использовала презентацию «Закаливание в детском саду». Из презентации родители узнали, какие мероприятия по здоровьесбережению проводятся в детском саду. При проведении родительского собрания «Готовим детей к школе» через презентацию познакомила родителей с мотивационной, физической, эмоционально- волевой, интеллектуальной готовностью к школе. Для родителей изготовила буклеты «Значение игры при подготовке детей к школ» (Приложение). В моей копилке для родителей имеются буклеты разной тематики: «9 шагов к здоровому образу жизни», «Как воспитать самостоятельность у ребенка», «Как общаться с ребенком», «Экспериментируем дома» и др.
Родители являются активными участниками воспитательно- образовательного процесса в детском саду. Родители вместе с детьми выпускали буклеты «Знай правила дорожного движения» (Приложение). Буклет содержит рисунок и соответствующие правила дорожного движения. Родители распечатали готовые картинки, дети вырезали, наклеивали их, родители делали подписи к картинкам.
Изготовление буклетов интересное, занимательное дело, сближающее родителей и детей в совместной деятельности.
Положительными результатами использования ИКТ в образовательной деятельности с детьми являются:
- повышение эффективности использования времени на проведение НОД с детьми;
- увеличение познавательной активности дошкольников;
- рост положительной мотивации к процессу обучения;
- создание картотеки мультимедийных презентаций по различным образовательным областям, викторин, дидактических компьютерных материалов с различными игровыми заданиями и упражнениями.
Вывод: результаты обследования доказывают эффективность применения современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе.