Юлия Князева
Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом «Пертра» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) основной целью дошкольного образования является становление и развитие личности ребенка, самостоятельного, инициативного, любознательного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, обладающего чувством собственно достоинства, развитым воображением, фантазией и др. В качестве приоритетной задачи, по словам Асмолова А. Г., директора Федерального института развитияобразования, стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». Одним из важнейших принципов реализации вышеуказанной цели, на наш взгляд, является формирование предметно-пространственной среды, которая «должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной», а также включение ребенка в различные виды деятельности посредством интеграции образовательных областей. Являясь одной из 16 инновационных (экспериментальных) площадок Воронежской области по введению и реализации ФГОС ДО, мы активно применяем в своей работе игровой комплект «Пертра», который отвечает всем вышеуказанным требованиям ФГОС ДО.
Публикация «Организация развивающего обучения на примере работы с игровым комплектом „Пертра“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В данной статье мы предлагаем описание своего опыта в разработке заданий с использованием игрового комплекта «Пертра».
Цель предложенного комплекса занятий – формирование и развитие представлений о свойствах предметов. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
• формирование пространственных отношений;
• формирование способности к классификации по разным признакам (цвет, форма, размер);
• развитие моторики;
• создание благоприятного психологического климата в группе.
Задание 1.
Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, настрой на проведение занятия.
Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царят спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет принц-на-цыпочках (принцесса-на-цыпочках). Тихими неслышными шагами принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т. е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент принц-на-цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.
Задание 2.
Цель: формирование пространственной ориентации, развитие содружественных движений глаз и руки, развитие моторики
Инструкция: используется набор игровых средств №1 (konstruktion).На доске основе строятся 4 дороги, приводящие к центру доски. Дети по очереди проводят по дороге указательным пальцем (правой руки, левой руки, следя за ним глазами.
Задание 3.
Цель: формирование способности к классификации, развитие пространственных отношений («выше – ниже»).
Инструкция: используется набор игровых средств №2 (klassifikation). Детям раздаются геометрические фигуры различных форм и цветов. На доску основу кладётся фигура определённой геометрической формы и дети ищут среди своих фигур такую же по форме и кладут её ниже заданной фигуры на доске основе. Задание повторяется несколько раз с разными фигурами.
Задание 4.
Цель: формирование способности к классификации, развитие умения различать предметы по цвету и называть эти цвета, развитие пространственных отношений («выше – ниже»).
Инструкция: используется набор игровых средств №2 (klassifikation). Детям раздаются геометрические фигуры различных форм и цветов. На доску основу кладётся фигура определённого цвета и дети ищут среди своих фигур такую же по цвету и кладут её ниже заданной фигуры на доске основе, называя цвет фигуры. Задание повторяется несколько раз с фигурами разных цветов.
Задание 5.
Цель: усвоение понятий «больше-меньше», развитие умения соотносить предметы зрительно и с помощью практических действий, развитие моторики, развитие способности к классификации.
Инструкция: используется набор игровых средств №3 (discrimination). На доске основе устанавливаются стержни с большими и маленькими шайбами. Детям предлагается снимать и надевать шайбы так, чтобы на одном стержне остались только маленькие шайбы, а на другом – большие.
Задание 6.
Цель: развитие умения отслеживать и словесно выражать свои ощущения
Инструкция: у детей спрашивают, какое задание им понравилось больше всего, чем понравилось.
Проведенные задания способствовали формированию пространственных отношений, способности к классификации по разным признакам (цвет, форма, размер, а также развитию моторики и созданию благоприятного психологического климата в группе. Кроме того, в ходе данных занятий дети учатся словесно выражать свои мысли и ощущения, тем самым развивая свою речь.