Приложение МААМ

Технологии развития критического мышления у детей дошкольного возраста

Анна Дунаева
Технологии развития критического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Технология развития критического мышления дошкольников

В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать знания, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Публикация «Технологии развития критического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важной предпосылкой возникновения данного опыта, являются ключевые изменения федеральных государственных требований – направленность на итоговый результат, который представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу.

Важным условием также, стал и интерес к обозначенной проблеме. В течение нескольких лет методической темой нашего дошкольного учреждения является «Развитие творческого потенциала дошкольника», развитие этой темы предполагает реализацию личностно-ориентированных, современных развивающих технологий в образовании дошкольников.

Ребенок должен обладать следующими интегративными качествами:

Физически развитый, овладевший основными

культурно-гигиеническими навыками.

Любознательный, активный.

Эмоционально отзывчивый.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа.

-способен конструктивно и критически мыслить;

-быстро реагировать на вызовы общества;

-принимать рациональные решения;

-проявлять точные и быстрые реакции.

успешная и лёгкая адаптация

в современном социокультурном пространстве.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Ключевой задачей, определяющей успех достижения современных целей образования, является для нас ответ на вопросы: Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Перед нами встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий. Познакомившись с технологией развития критического мышления, мы приняли решение поэтапного внедрения элементов технологии РКМ в практику нашей работы.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше.

Технология РКМ разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту дошкольников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии : обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику :

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

В своей работе мы используем следующие приемы: «Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер», «Шесть шляп мышления»

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия, можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой. Так как во время обсуждения, споров, дискуссий мысль оттачивается, то мы предпочитаем использовать виды парной, подгрупповой работы. А так же работу в малых группах.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе:. Вот некоторые из них:

«Синквейн» более эффективен на стадии осмысления.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей

Его цель добиться более глубокого осмысления темы. Что такое «синквейн»?. Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:

а)имя существительное, тема

б)признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова

в)действие предмета

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

д) слово-синоним

Нами разработана модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т. к не все дети 5-6 лет умеют читать, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Как это происходит? Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:

1. Осенние листья

2. Разноцветные, сухие.

3. Желтеют, вянут, опадают.

4. Шуршит под ногами разноцветный ковёр.

5. Парашютики осени.

1 Родина

2 Большая, богатая

3 Кормит, охраняет, любит

4 Дом, в котором мы живем

5 Россия

Мы в своей работе используем не только классические синквейны. Но и «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

Научить детей думать над услышанным, понимать иногда скрытый смысл, помогает прием «Толстых» и «Тонких» вопросов. Этот прием может быть использован на любой из трех фаз. Ребята не сразу научились задавать такие вопросы. Работали мы по образцу: сначала говорили, показывали, а дети повторяли. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: кто, что, когда, как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему? А что, если? Почему вы думаете, что?

Еще один прием – это «Корзина идей». «Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, мы вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги. Так, например, на прошлой неделе подошел к концу наш познавательно-творческий проект «Осенняя пора – очей очарованье». Во время этого проекта наша корзина наполнялась рисунками, поделками, стихами об осени, пословицами, поговорками., приметами осени, осенним словарем в виде картинок. А одним из продуктов проектной деятельности, логическим завершением нашей работы - стал кластер.

Так, что же такое кластер? Приём «Кластер» эффективно используется на всех этапах образовательной деятельности. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые.

Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.

В нашем кластере мы систематизировали знания детей об осени, дифференцировали и структурировали полученную информацию: признаки осени, живая и неживая природа, труд людей, осенние праздники. Для легкости запоминания мы использовали схемы, фотографии, картинки.

Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении.

Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Метод «Шесть шляп мышления», наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления :

- белая – факты

- красная – чувства, эмоции

- черная – критика

- желтая – позитив

- зеленая – творчество

- синяя – управление процессом

Мы заметили, что этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом-психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети - хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критикан, то он хорошо работает в черной шляпе - умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как : метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать тексты, проблемы;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Вот некоторые результаты интеграции технологии РКМ с технологией исследовательской деятельности в практике нашей работы. Участие в конкурсах разного уровня. Это городские и региональные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов, где наши ребята занимали первые места. А так же были лауреатами в различных номинациях.

Результатом интеграции ТРКМ с технологией проектной деятельности стали разработанные и успешно реализованные совместные проекты:

Познавательно-экологический проект «Наши друзья-насекомые», Физкультурно-оздоровительный проект «Движение-путь к здоровью», групповой проект «Сделал дело-гуляй смело!», Познавательно-творческий проект «Наши любимые животные!»

Мы реализовали проект «Выборы президента в Сказочной стране». Жители сказочной страны обратились к нам с просьбой помочь выбрать президента. Дети, как всегда, с готовностью взялись помочь им в этом. При реализации проекта мы использовали следующие приемы ТРКМ: ассоциации, дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы, а так же шесть шляп мышления.

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее. ДЕТИ:

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Делать выводы.

- Принимать продуманные решения.

- Активизирует мышление.

- Учатся работать в группах и парах.

- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

- Формируются коммуникативные навыки.

- Дети не боятся высказывать своё мнение

- Учатся здоровой дискуссии.

- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями : проектная деятельность, проблемное обучение и др.

- Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Вывод:

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

«Игровая мастерская» как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста Тема выступления: «Игровая мастерская», как средство развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста». «Без работы.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье раскрыто значение.

LEGO-конструирование как средство развития мышления детей дошкольного возраста Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.

Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. разработанная мною Бузаковой.

Использование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Актуальность использования судоку заключается в том, что познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие.

Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста» Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый.

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо,.

Развивающие возможности урока в развитии критического мышления Данная статья посвящена теме: «Развивающие возможности урока в развитии мышления критического». Цель статьи: полностью раскрыть какие же.

Технология критического мышления для развития речи у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии развития критического мышления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 10:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии развития критического мышления у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дунаева (УИ 120513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД