МААМ-картинки

Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»

Минина Ирина Евгеньевна
Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия,

безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь

воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.

Г. Бокль

Обоснование проекта : На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала в детях только одну сторону – исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п., а более сложная и важная сторона – творческие способности – часто отдавалась воле случая и у большинства оставалась на достаточно низком уровне.

Публикация «Педагогический проект „Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию, которое создано государством для выполнения социального заказа. Одним из ведущих направлений его инновационной деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Следовательно, современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что и позволяет ребенку быть субъектом образования.

На наш взгляд, успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может быть обеспечена при создании в детском саду условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всего того, что в совокупности составляет творческие способности

«Превращение» ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса, который в дошкольных учреждениях имеет скорее признаки «проживания», чем «учения», поэтому, на наш взгляд, если воспитатель владеет алгоритмами организации творческой деятельности, то ребёнок как бы «сканирует» способ мышления взрослого и «прикладывает» его к разным предметным полям. Таким образом, одним из условий развития творчества у детей выступает личность самого педагога. Воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не сможет организовать для детей действительно творческую деятельность, в процессе которой они будут развиваться.

К сожалению, практика современной системы образования пока ещё далека от совершенства. Выполняя изо дня в день свои профессиональные обязанности, педагог постепенно утрачивает способность к нестандартному мышлению, зачастую идет к достижению цели проторенной дорогой, через набор бессистемных методических шагов, путем проб и ошибок; не ищет новых эффективных путей решения возникающих проблем, а наоборот, прибегает к типовым решениям, не пытаясь анализировать причины их возникновения. При достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, то есть стереотипно. Задачи, направленные на развитие творческих способностей воспитанников, также ставятся педагогами крайне редко.

В процессе поиска новых средств, форм и методов организации воспитания и обучения мы отдали предпочтение технологии ТРИЗ, которая способна решить одновременно вопрос обучения творчеству и педагога, и дошкольника. ТРИЗ-технология интегральна, многофункциональна по своему характеру, способствует развитию творческих способностей и творческого воображения, самореализации, самовыражению личности, интересна и детям, и взрослым, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивает не только качественный, но и увлекательный процесс обучения. Главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности, а знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Все это побудило нас к разработке проекта «ТРИЗ для дошколят : развиваем творческие способности».

Актуальность проекта : формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Между тем в большинстве случаев образовательные программы дошкольного образования не обеспечивают последовательного и систематического развития творческих способностей детей, которые развиваются в основном лишь стихийно и в результате часто не достигают даже среднего уровня своего развития. ТРИЗ-технология поможет воспитателям изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер, активизирует у детей творческий потенциал, что в целом позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников. Актуальность проекта диктует также ФГОС ДО который определяет развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Проблема проекта : противоречие между необходимостью формирования творческих способностей детей и реально сложившейся практикой обучения.

Новизна: создание конструктора (комбинации) методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающего развивающий эффект и творческий характер деятельности старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ТРИЗ-технология.

Цель проекта : создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.

Задачи проекта :

1. внедрить в образовательное пространство детского сада ТРИЗ-технологию, направленную на развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления и творческого воображения – фундамента творческих способностей – старших дошкольников в разных видах детской деятельности

2. повысить компетентность педагогов в использовании методов и приёмов ТРИЗ, ориентированных на развития творческих способностей воспитанников

3. определить влияние данной технологии на развитие творческих способностей детей

4. активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями.

Гипотеза: применение ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей детей, если:

- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, базовый уровень развития его творческого потенциала;

- комплексно и системно использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии;

- выстроить систему активного включения во взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение проекта.

1)Нормативно-правовое обеспечение

• Закон РФ «Об образовании в РФ» 2013

• ФГОС ДО

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010г. №91

• Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 №89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

• Устав ДОУ

2. Материально - техническое оснащение группы (ДОУ)

Временные ресурсы: Срок реализации проекта : 2015г-2016учебный год.

Кадровый ресурс: воспитатели, педагог-психолог.

Экспертный ресурс: Проект получил положительный отзыв руководителей ДОУ.

Программно-методическое обеспечение:

1. М. А. Страунинг «Росток» : Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1996

2. С. И. Гин Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений : 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007

3. Т. А. Сидорчук Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2010

4. Ю. Г. Тамберг Развитие творческого мышления ребёнка. – СПб. : Речь, 2002

5. В. А. Михайлов, П. М. Горев, В. В. Утё мов Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Изд. второе, испр. и доп. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014

6. Т. А. Сидорчук Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2011

7. Т. А. Сидорчук, С. В Лелюх Познаё м мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3 – 7 лет. М. : АРКТИ, 2011.– 40 с.

Финансовые ресурсы: Проект не требует дополнительных материальных затрат.

Участники проекта : воспитанники дошкольного учреждения, их родители, а также работающие с ними педагоги.

Описание проекта.

Работа над проектом предусматривает взаимодействие педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей в вопросах развития творческих способностей детей средствами технологии ТРИЗ.

Этапы реализации проекта :

1 этап, подготовительный, поисковый: изучение и анализ литературы по теме проекта, изучение и анализ передового опыта, тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.

2 этап, концептуальный, технологический (апрель – май 2016 г.) : анализ условий и имеющихся ресурсов, определение основных мероприятий по реализации проекта.

3 этап, внедренческий (апрель 2016 г. – май 2016 г.) : накопление опыта организация и проведение образовательной деятельности с использованием приёмов ТРИЗ, направленных на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4 этап, заключительный (май 2016 г.) : проверка успешности выбранных методов работы для решения поставленных целей и задач, анализа результатов итоговой диагностики, оформление материалов опыта.

Ожидаемые результаты.

Приемы и методы ТРИЗ разовьют у детей дошкольного возраста изобретательную смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. В результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимется чувство скованности, застенчивости, постепенно разовьется логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает нравственные качества – умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Ребёнок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причём нестандартно, неординарно. Процесс реализации проекта даст возможность укрепить плодотворную связь родители – дети – педагог, детский сад – школа. Кроме этого предполагается обучение способам организации творческого труда: умению планировать работу, навыкам обработки информации, повышению работоспособности, рефлексивным способностям.

Основные шаги реализации проекта :

Первый этап (2015г. -2016г. учебный год)(подготовительный, поисковый)

Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный (ФИО, должность)

Обеспечить условия для реализации проекта Изучение литературы по теме проекта апрель 2016г.

Выявление проблем и возможных перспектив их устранения.

Проект «ТРИЗ для дошколят : развиваем творческие способности» воспитатели

Изучение опыта других ДОО

Диагностика «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» для детей старшего дошкольного возраста апрель 2016г. воспитатели

Диагностика универсальных творческих способностей для воспитанников 5-7 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) апрель 2016г. воспитатели

Анкетирование родителей апрель 2016г. воспитатели

Составление плана работы по проекту апрель 2016г. воспитатели

Второй этап (2015г-2016г. учебный год) – основной (концептуальный, технологический)

Провести серию мероприятий, направленных на развитие у детей творческих, способностей. Анализ условий и имеющихся ресурсов

апрель

2016г. воспитатели

Создание банка методических, психолого-педагогических, диагностических материалов апрель

2016г.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в создании ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей. воспитатели

Создание условий для реализации содержания на основе ТРИЗ - технологий Подбор методов и приёмов, адаптированных для использования в работе с детьми дошкольного возраста апрель

2016г. воспитатели

Разработка методического сопровождения образовательного процесса Разработка конструктора ТРИЗ-минуток на основе комбинации методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников апрель

2016г. воспитатели

Разработка методического сопровождения образовательного процесса Составление картотеки игр и упражнений, направленных на сравнение систем, на классификацию объекта, формирование умения выявлять функции и ресурсы объекта, определять над - и под-системных связей объекта и т. п.

апрель

2016г. воспитатели

Разработка дидактического сопровождения образовательного процесса Изготовление дидактических игр и пособий («Сенсорный ящик», Круги Луллия, «Имя признака – значение имени признака», экраны для игры «Системный оператор», ленты-кармашки для игры «Данетка», таблицы-модели составления загадок, апрель

2016г.

Работа с педагогами ДОУ

Обобщение опыта работы

ТРИЗ-ликбез «ТРИЗ в детском саду: основные методы и приёмы» апрель 2016г Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ воспитатели

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов Консультация «Обучение дошкольников рассказыванию по картине с использованием элементов ТРИЗ» апрель 2016г. воспитатели

Самообразование педагогов Посещение вебинаров, по теме проекта. воспитатели

Просветительская работа с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников

Буклет/памятка для родителей «ТРИЗ для дошколят» апрель Педагогическая поддержка семьи в вопросах развития творческих способностей детей воспитатели

Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений технологии ТРИЗ Педагогический ликбез «Развитие ребёнка с помощью технологии ТРИЗ» апрель Знакомство родителей с ТРИЗ-играми, направленными на развитие творческих способностей детей. воспитатели

Игротека для родителей «ТРИЗ-игры: развиваем творческие способности дошколят» апрель Повышение педагогической культуры родителей воспитатели

ТРИЗ-мастерская: изготовление игр, пособий и оборудования апрель Педагогическая поддержка семьи в вопросах развития творческих способностей детей воспитатели

Показ достижений детей в области математики.

Дни открытых дверей «Школа творческой личности приглашает…» май Педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ воспитатели

Работа с детьми по развитию творческих способностей

Провести серию мероприятий, направленных на развитие у детей творческих, способностей. Совместная (в том числе непрерывная образовательная) деятельность с детьми с применением методов и приё мов ТРИЗ:

• синектика

• фокальных объектов

• системный оператор

• метод моделирования маленькими человечками

• круги Луллия

«Да-нетка» апрель Развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников, положительное эмоциональное отношение к образовательной деятельности, развитие творческого мышления, творческого воображения и творческих способностей воспитатели

ТРИЗ-недельки, ТРИЗ-минутки апрель

Третий этап (2015г. -2016г учебный год) – заключительный

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений Анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, анализ проведенных мероприятий, определение дальнейших перспектив данного проекта. Оценка результативности проекта воспитатели

Критерии оценки эффективности проекта :

- уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста

- уровень профессиональной компетентности педагога в применении ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей.

Ожидаемые конечные результаты Проекта :

- развитие фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях

- создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй в вопросах развития ребёнка средствами технологии ТРИЗ

Прогнозируемые риски (проблемы) :

- развитие умения воспитанников успешно ставить и решать творческие задачи блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении

- исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что тормозит у детей формирование творческих способностей.

Мониторинг проекта осуществляется в мае 2016 г. Включает:

- диагностику уровня развития творческих способностей воспитанников

- анкетирование родителей на предмет развития творческих способностей детей

- определение уровня творческого потенциала педагогов.

Продукт проекта : ТРИЗ-портфель, включающий в себя методические разработки (консультации, деловые игры, тренинги и пр., конструктор ТРИЗ-минуток, картотеки ТРИЗ-игр и упражнений, конспекты занятий с использованием элементов ТРИЗ-технологии, буклеты с описанием методов и приёмов ТРИЗ, ТРИЗ-игры, пособия и оборудование, модели составления загадок, карты-схемы составления вопросов.

Результаты, достигнутые к завершению проекта :

1. Использование методов и приёмов ТРИЗ способствовало возникновению у детей положительного эмоционального отношения к образовательной деятельности, возросли познавательная активность и интерес, детские ответы стали в большинстве своём нестандартными и раскрепощёнными, у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию.

С целью решения изобретательских задач, противоречий и проблемных ситуаций дети свободно применяют такие методы, как метод моделирования маленькими человечками, метод фокальных объектов, умеют самостоятельно сочинять загадки на основе моделей, составляют творческие рассказы по картине, используя приёмы фантазирования, придумывают новые сказки с помощью специальных ТРИЗ-игр и упражнений, применяют порядка 17 признаков при составлении описания объекта.

2. Интеграция технологии ТРИЗ в образовательное пространство группы позволила изменить процесс обучения: методы и приёмы ТРИЗ придали занятиям развивающий характер, это позволило получить положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников, что подтверждается результатами диагностики, которая показала рост качественных показателей.

3. Воспитатели группы повысили свой профессиональный уровень в области использования ТРИЗ-технологии через деятельностное освоение новых форм и методов развития творческих способностей воспитанников.

4. Создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников способствовало повышению их компетентности в вопросах развития творческих способностей детей средствами технологии ТРИЗ, улучшению развивающей предметно-пространственной среды в группе, позволило родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.

Дальнейшее развитие проекта : Привлечение к участию в проекте педагогов, воспитанников и родителей группы детского сада. Представление накопленного опыта внедрения ТРИЗ-технологии на мероприятиях различного уровня.

Публикации по теме:

Создание педагогических условий и психологического комфорта для математического развития детей дошкольного возраста Подготовила педагог - воспитатель: Борисова Анна Трофимовна Детский сад «Филиппок» Развитие детей зависит от создания воспитателем педагогических.

Использование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование технологии «Судоку» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Актуальность использования судоку заключается в том, что познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие.

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень школы № 30.

Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.

Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольника В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного.

Современные технологии, используемые на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями ОНР III уровня Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Любая технология включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 января 2017 в 20:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Минина Ирина Евгеньевна (УИ 600177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД