Галина Бикташева
Технологии исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии исследовательской деятельности в ДОУ
Бикташева Галина Алексеевна
старший воспитатель МАДОУ №21
г. Кемерово
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Публикация «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми взрослый придерживается позиции быть не просто рядом с ним, а быть вместе. Его цель- способствовать становлению ребенка как личности.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести технологию исследовательской деятельности. П. 2.7 ФГОС ДО определяет один из видов детской деятельности для детей дошкольного возраста (3г. -8 л.) познавательно - исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: он наблюдает как бабочка перелетает с цветка на цветок; он добавляет краску в воду и смотрит, что получится; изучает поведение домашних животных, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. При организации экспериментальной деятельности дети приобщаются к посильной исследовательской деятельности.
Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Тем самым взрослый создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде и т. д.
На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований» : опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте (узнают части света, путешествуют во времени (в прошлое предметов).
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Любознательность, желание узнать новое и неизведанное, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину вот, что присуще детской любознательности. И нам, взрослым, главное не загасить это желание, а развивать и поддерживать интерес к неизведанному.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез. - 2013
2. Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
3. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс».- 2012
4. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005