Крикунова Ольга Лермонтовна
Экологические акции как часть познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольников с природой очень важно в современном мире. Примеры использования ресурсов, последствия этих положительных и отрицательных воздействий на природу и здоровье людей, можно брать для использования в работе сотрудниками детского сада с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Показать детям дошкольного возраста взаимосвязь взаимодействия человека с природой, универсальность ценности природы, а так же развитие экологического сознания можно посредством природоохранных акций.
Публикация «Экологические акции как часть познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При внедрении природоохранных акций в практику работы в нашем детском саду ставили следующие задачи:
• разработка и внедрение в практику экологических акций и выявление влияния их на формирование представлений детей дошкольного возраста о взаимосвязи человек – природа;
• внедрение элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию дошкольников;
• развитие умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, в процессе организации и проведения природоохранных акций.
Многие известные педагоги отмечают в своих трудах, что бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Н. А. Рыжова в своей программе «Наш дом – природа» подчеркивает неразрывную связь человека с природой. Она утверждает, что с первых лет жизни нужно воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков. В своей книге «Мир природы и ребенок» П. Г. Саморукова и Л. М. Маневцова раскрывают экологические проблемы и пути их решения через экологическое воспитание подрастающего поколения. Авторы отмечают влияние человека на природу, а соответственно воспитание у детей гуманного отношения к природе. «Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей». По мнению С. Н. Николаевой необходимо знакомить детей с элементами экологической безопасности.
Яркой формой выражения отношения к миру является деятельность ребёнка в природе. Поэтому мы в детском саду решили, что при развитии представлений о взаимосвязи человека с природой экологические акции имеют большее преимущество перед другими формами и методами работы. Они являются социально значимыми мероприятиями, предпринимаемые для развития экологической культуры у детей и их родителей. Чаще всего акции являются всеохватывающими мероприятиями, которые различны во времени, имеют сложную структуру. В ходе которых, решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические.
Экологические акции, исходя из опыта работы, позволяют развивать у детей положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. Экологические акции являются неотъемлемой формой работы с маленькими детьми, развивая у них представлений о взаимосвязи человека с природой. При выборе тем экологических акций и их наполнении мы старались донести до детей, что даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону природу родного края.
Во все акции стараемся привлечь всех членов педагогического процесса (и педагогов, и детей, и их родителей). Например, в такие как: «Подкормите птиц зимой», «Бумаге вторую жизнь», «Томск – чистый город», «Поможем братьям нашим меньшим», «Зелёный детский сад», «Сдал батарейку – спас ёжика». Разнообразие акций позволило сделать данную работу наиболее интересной и привлекательной. Все эти экологические акции воздействовали на детей, развивали интерес к природе; формировали положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывали чуткость и чувство сопереживания.
Многие из нас часто не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту, в природе. Поэтому, так важно уже в детском саду научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Мы надеемся, что организованные экологические акции не пройдут бесследно и, что многие взрослые и дети нашего детского сада станут больше задумываться о своих поступках и поведении их последствий для природы; а так же повысится уровень их экологического воспитания.
Информационные источники:
1. Саморукова П. Г. и Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок».
2. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»