Зарина Шовалиева
Современные педагогические технологии в организации проектно-исследовательской деятельности
Доклад
Современные педагогические технологии в организации
проектно- исследовательской деятельности.
«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».
С. Гин
Публикация «Современные педагогические технологии в организации проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, одним из методов которых является проектно - исследовательская деятельность.
В дошкольном возрасте дети успешно познают свойства окружающих их предметов и устанавливают связи и внутренние отношения. У них формируются способности к умению обобщать предметы, делать умозаключения. Обучение в основном происходит в наглядно - образной форме, в процессе обследования предмета или объекта. В ходе такой деятельности создаются проблемные ситуации, которые дошкольник разрешает путем «проб и ошибок» : проводит различные опыты, учится анализировать и делает выводы, умозаключения, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении, предмете.
В дошкольном учреждении проектно- исследовательская деятельность является методом обучения, которая позволяет детям формировать в своем сознании картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у детей интерес к исследованию природы, развивают умение делать анализ, классификацию и обобщение предметов; стимулируют любознательность и познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т. д. В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. У детей дошкольников начинает формироваться словесно - логическое мышление, но с опорой на наглядно - действенные и наглядно - образные способы познания. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно - научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.
Эксперимент, который ребенок проводит реально, намного большую составляет ценность, чем эксперимент проводимый мысленно. В реальном эксперименте обнаруживаются все стороны наблюдаемого объекта или явления. В ходе этой работы у дошкольника развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.
Проектно- исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.
В дошкольном учреждении, создавая уголок для детского экспериментирования, воспитатель создает атмосферу творческого единодушия, где каждый ребенок может найти себе дело по своим интересам и способностям. В исследовательской деятельности, как и в любом творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему процессу.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется: постановке цели проводимого эксперимента, предвидение способов его достижения и слежением за протекающим процессом деятельности, включающим в себя взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса.
Основным для познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности являются противоречия между полученными знаниями, умениями, навыками, усвоенными в ходе достижений результатов опыта и новыми задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и их достижения.
Детское экспериментирование состоит из системы, содержащей: демонстрационные опыты, осуществляемые воспитателем в специально организованных видах деятельности, наблюдения за окружающим миром, лабораторные работы, (выполняемые детьми самостоятельно). Каждое понятие в исследовательской деятельности, с которым детям предлагается познакомиться, экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в ходе наблюдений и опытов. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы познаются ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными веществами, пытаются узнать, что - то новое: разбирают предметы на части, наблюдают за листком бумаги (полетит или нет) и т. д. В домашнем экспериментировании существует всегда опасность, т. к. дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных воспитателем видах деятельности, затем вносятся необходимые материалы и оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья. В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и получаемость результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Усвоение системы в проектно- исследовательской деятельности : научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволяет дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. детский экспериментирование дошкольник личность
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель воспитателя в ДОУ заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно - поисковой и исследовательской деятельности.
Одна из игровых форм исследовательской технологии которую мы применяем -«Путешествие по карте».
Цель игровой формы «Путешествие по карте» : обеспечение условия для развития у детей представлений об окружающем мире. Данная форма исследования помогает создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае).
«Путешествие по карте» создает в воображении ребенка живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия).
Через «Путешествие по карте» происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представления о пространстве мира.
Игровая форма «Детское экспериментирование».
Экспериментирование-- эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности во всех видах повышения самостоятельности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка во время прогулок, экскурсий. У детей развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться с взрослыми и сверстниками.
Важнейшей задачей становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.
Применение технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.
Это способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возрастает познавательная активность и интерес к миру.
Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения ( например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. При проведении экспериментирования можно использовать доступные предметы и вещества, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Формирование развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
Основные принципы организации детского экспериментирования:
* Связь теории с практикой.
* Развивающий характер воспитания и обучения.
* Индивидуализация и гуманизация образования.
* Природосообразность -- акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
* Целостность и системность обучающего процесса.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Структура занятия - экспериментирования:
* Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
* Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
* Уточнение плана исследования.
* Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
* Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
*Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В процессе работы одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды.
Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает детскую лабораторию.
• Подборку литературы, карточки-схемы;
• Дидактические игры, различные картотеки;
• Различные коллекции.
Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей :
- с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); - с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
- с литературой ( чтение познавательных книг:«Почемучка», «Детская энциклопедия)»-отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);
- с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)-с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини - выставкам, проявлять себя);
- с игровой (игры с песком, снегом, водой).
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе с воспитателем. Полученные знания, в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя исследовательскую и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в когнитивном развитии дошкольников в соответствие с ФГОС.
Литература
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2014
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2013
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2016
4. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2016
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2015
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2012.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2012.
9. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Метод. Рекомендации. - М. АРКТИ,2013.
10. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. - М. АРКТИ,2013.
11. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2011.
12. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами - М., 2015
13. Рыжова Н. А. Почва - живая земля - М., 2015
14. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду - Самара, 2014
15. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2012. С. 46.
16. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СП Детство-пресс, 2016.