Алёна Коптелова
Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Технологии обучения.
Технология — от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических)».
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание обучения усложняется и привлекает внимание педагогов к развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Публикация «Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на содействие когнитивному развитию ребенка. Педагог должен уметь ориентироваться в этих меняющихся условиях. Разнообразные комплексные подходы к развитию ребенка в самых разных современных технологиях. При работе с детьми с ограниченными возможностями используются специальные коррекционные и развивающие педагогические технологии. Обеспечение положительной динамики в обучении и повышении квалификации.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Коррекционно - развивающие технологии
3. Технология проблемного обучения
4. Проектная деятельность
5. Игровые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Здоровьесберегающие технологии
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся.
Традиционные технологии обучения в корректуре являются наиболее важными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и детей. Традиционные технологии обогащают детское воображение, создавая в них множество ассоциаций, которые с ними связаны. Жизненный и чувственный опыт стимулируют развитие языка.
Одним из способов модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграция методов и форм информации и развития. Хочу подробнее остановиться на игровых технологиях, которые учителя используют в своей работе.
Взаимодействие с работой и обучением - один из основных видов человеческой деятельности, удивительное явление в нашем существовании.
Игровые технологии - единство развивающих способностей игровых технологий к формированию личности учащихся достигается за счет разумной организации разноплановой игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических способностей.
Реализация специальных игровых программ как общих, так и специализированных. Взаимодействие с работой и обучением - один из основных видов человеческой деятельности, удивительное явление в нашем существовании. Игровые технологии - единство развивающих способностей игровых технологий к формированию личности учащихся достигается за счет разумной организации разноплановой игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических способностей. Реализация специальных игровых программ как общих, так и специализированных.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательная (это основная функция игры - развлекательная, развлекательная
Доставляют удовольствие, вдохновляют, вызывают интерес);
- коммуникативность: владение диалектикой общения;
- Самореализация в игре как полигон для человеческой практики;
- Игровая терапия: преодоление различных трудностей
другие виды жизни;
- Диагностика: определение отклонений от нормативного поведения, самопознание во время игры;
- Корректирующая функция: вносить положительные изменения в структуру показателей личности;
- Межэтническое общение: усвоение общечеловеческих социальных и культурных ценностей;
- Социализация: включение в систему общественных отношений, приближение норм человеческого сообщества.
В состав игры как процесса входят:
а) роли игроков;
б) разыграть действия для выполнения этих ролей;
в) игровое использование предметов, т. е. замена реальных вещей обычными играми;
г) реальные отношения между игроками;
д) Действие (сюжет) - условно воспроизводимая в игре область действительности.
Понятие «игровые образовательные технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации учебного процесса в виде различных обучающих игр. В отличие от игр в целом, образовательная игра имеет существенную характеристику - четко определенную цель обучения и соответствующий образовательный результат, который может быть обоснован, явно подчеркнут и охарактеризован образовательной и познавательной направленностью.
В первую очередь игры должны строиться по типу деятельности: физическая (двигательная, интеллектуальная (умственная, профессиональная, социальная и психологически. При выборе игр для детей с ограниченными возможностями следует учитывать следующие требования:
Игровая форма урока создается с помощью игровых приемов и ситуаций, которые служат для мотивации и стимулирования детей к участию в учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его текущему уровню развития;
• с учетом структуры дефекта;
• Выбор игрового материала с постепенным усложнением;
• Связывание игрового содержания с системой знаний ребенка;
• соответствие корректирующей задаче урока;
• учет принципа смены видов деятельности;
• использование ярких, полезных игрушек и вспомогательных средств;
• Соответствие игрушек и вспомогательных средств требованиям гигиены, безопасности.
1.2 Структура технологии игр в процессе коррекционного занятия
Структура технологии
Дидактические цели
Содержание и рациональное
сочетание используемых методов
(по источнику знаний)
1. Ритуал «входа» в игровую сессию.
Организация игровой деятельности. Создание позитивного настроения для совместной игровой деятельности.
Коммуникационные игры, ритуальные игры.
Используются практические, визуально эффективные и словесные приемы.
2. Повторяйте и подкрепляйте положительные эмоциональные переживания.
Организация игровых активностей, мониторинг и оценка, стимулирование процесса саморазвития, обсуждение игрового опыта прошедшего урока и варианты тестирования в реальной жизни.
Устные методологические дискуссии, дискуссия.
-В какие игры играли на прошлом уроке?
-Каков был твой опыт? - Как был использован этот опыт?
3. Расширьте свою игру и свой эмоциональный опыт.
Организация игровой деятельности, реклама, поддержка и сопровождение
Продолжение и усложнение игровой деятельности.
Знакомство с новой игрой, ее инструкциями, условиями. Наглядно-иллюстративный, практический и словесный приемы.
4. Реализация игры.
Создание успешной ситуации для каждого игрока, стимулирование творческой активности, поддержка и помощь.
Приобретение новых игровых впечатлений, закрепление положительных личностных качеств ребенка.
Распределение ролей, управление игрой.
Словесные, наглядно-иллюстративные и практические методы
5. Интеграция полученной игры и эмоционального опыта в жизнь.
Организация познавательного процесса, поддержка и помощь. Обсуждение игрового процесса. Выявление игровых «уроков» и возможность воспользоваться новыми игровыми и эмоциональными переживаниями в реальной жизни.
Обсуждение того, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать полученный опыт. Вербальные методы.
6. Резюме
Создавайте успешную ситуацию, отслеживайте, поддерживайте и положительно оценивайте результаты каждого участника игры.
Обобщение полученного опыта, его связь с имеющимся.
Подведите итог урока. Заполнение дневника самонаблюдения.
Наглядно-практические и вербальные методы.
7. Ритуал «выхода» из занятия.
Организация игровой деятельности по стимулированию и релаксации. Закрепление новых впечатлений, подготовка младшего подростка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Игры - ритуалы, завершающие урок и символизирующие пополнение знаний и понимания духовных истин. Практические, наглядные и словесные методы.
Технологии нарушения коррекции эмоциональной регуляции у детей с развитием (К. Лебединская, О. С. Никольская и др. (1991) до формирования сенсорно-чувственной и интеллектуальной деятельности слабослышащих детей (И. А. Михаленкова) (2000, для коррекции и развития Слуховосприятие (Л. П. Назарова (2002, коррекция коммуникативных функций и поведенческих расстройств (Л. М. Шипицына и др. (1996, 2001, коррекция межличностных отношений школьников с нарушением слуха (Ю. А. Герасименко (2002, развитие творческое воображение у слабослышащих детей (Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. (2002) и другие. Вариативность использования игровых образовательных технологий может быть алгоритмом реализации при работе со студентами-инвалидами (по Т. М. Грабенко).
Алгоритм создания игры
Последовательность рассуждений
Содержание рассуждений
Постановка цели
Чему я хочу научить своих учеников? Как можно использовать эти знания? Чем это может быть полезно для вас и меня сейчас и в будущем?
Размышление о важности выбранной цели.
Что произойдет с моими учениками, если цель не будет достигнута? Как будут развиваться наши отношения? Что будет во взаимоотношениях заключенных с обществом? Какой будет их жизнь, если им не удастся приобрести определенные знания, навыки и умения?
I Выбор объекта исследования
Внешний объект подбирается на примере флоры и фауны, литературных и киноработ, анализа картин и летописных событий. Внутренний объект - выбирается исходя из ваших собственных чувств, эмоций, мыслей и действий. Рассмотрены их значение и значение в процессе саморазвития и самообразования.
Визуализация объекта исследования
Для выбранного объекта выбирается изображение (персонаж сказки, явления природы, литературный или киногерой, наделенное определенными характерными чертами (аналогично ученикам) и призванное решать определенную задачу (цель).Прорабатывание содержания и развития сюжета
Прописывается сюжет развития сказочной (или житейской) истории с опорой на структуру развития сказочного сюжета (рождение героя, жизнь в родительском доме, поиск собственного пути, его выбор, встреча с помощниками, борьба, победа, дорога домой).
Разыгрывание истории
Разработка хода игры, правил игрового взаимодействия, распределение ролей.
Продумывание вариантов обсуждения игрового опыта
Вопросы к обсуждению игры продумываются с учетом поставленной цели. Ответы воспитанников (как и наблюдение за ними в процессе игры) позволяют определить эффективность разработанной игры и адекватность поставленной цели. |
Использование этого алгоритма позволяет педагогу разрабатывать игры и игровые ситуации, а также разрабатывать различные дидактические модули игровой технологии (вариативные компоненты программы, позволяющие реализовать личностно-ориентированный подход к коррекционным, развивающим и педагогическим процессам.
Таким образом, можно констатировать, что образовательная технология представляет собой хорошо выверенный алгоритм, в котором присутствуют различные признаки элементов, последовательность действий, однозначное отслеживание которых приводит к гарантированному учебному результату, поддерживаемому субъектами образовательного процесса. С точки зрения организации работы со студентами-инвалидами такое понимание игровой образовательной технологии расширяет границы понимания сути учебной, воспитательной и корректирующей деятельности.
1.3 Особенности использования игровых педагогических технологий в учебном процессе обучающихся с ОВЗ
Игра как явление привлекла внимание многих исследователей, теоретиков и практиков из различных областей человеческого знания. Изучение игрового поведения проводилось на основе разработки различных игровых технологий обучения и воспитания, а также профессиональной подготовки учителей.
Игровые технологии, особенно деловые игры, использовались при изучении игровых форм и методов обучения. Также накопилось много исследований по проблемам игрового моделирования. За эти годы были разработаны методики деловых и обучающих игр, а также перспективы их использования (Я. М. Бельчиков, М. М. Бернштейн.)
В середине 20 века игровые формы были внедрены в различных научно-исследовательских учебных заведениях. Появляется новый класс игровых технологий, которые знакомят учащихся с социальной средой и облегчают обработку и воспроизведение социального опыта для принятия важных решений.
В последние годы используются инновационные игровые разработки, передающие деловое взаимодействие, коммуникативные навыки, сентиментальность и креативность (И. Г. Абрамова, А. Л. Думчене, Ю. О. Коган и др.). Также следует отметить, что современные игровые технологии реализованы в рамках в рамках двух образовательных моделей: модели традиционного (репродуктивного, технократического, основанного на знаниях) обучения и модели развивающего (проблемного, гуманистического, инновационного) обучения Г. К. Селевко (1998, Т. И. Шамова (1993, Е. А. Ямбург (2000).
Традиционное обучение сегодня является предметно-ориентированным.
В объектно-предметной области нашего исследования наиболее интересными видами являются развитие игровых типов, которые служат теоретической и методологической базой для разработки и внедрения игрово-педагогических технологий. В основном это игры для организационной деятельности (П. Г. Щедровицкий (1995); Организационные обучающие игры (С. Д. Неверкович (1996); Проблемные деловые игры (В. Н. Южаков); Организационное мышление и организационные коммуникативные игры (О. С. Анисимов (1998); системные игры активности (В. Л. Борзенков (2000, О. Г. Прикоть (2000).
В каждом из представленных подходов ученые акцентируют внимание на важном аспекте обучающих игр. При этом одной из основных ценностей является специфика игровых отношений, которая декларирует следующие позиции:
- отсутствие прямого воздействия на человека как личность;
- Воздействие на участника не является прямым и даже не влияет на мнение.
- без рейтинга;
- равенство всех точек зрения с упором на синтез;
- бережно относиться к результатам мыслительного или деятельностного процесса отдельных лиц и групп.
Несмотря на существование различных концепций обучения с помощью игровых форм, имитационная символическая игра считается наиболее эффективным средством активизации познавательной деятельности ребенка.
Игра развивает у ребенка независимость и в некоторой степени помогает ему отделиться от мира. С. А. Шмаков (1996) раскрывает эту идею и выделяет ряд общих положений, отражающих суть игры:
- Игра сочетает в себе расслабление и развлечение, служит тренировкой и упражнением и позволяет ребенку быть более требовательным к себе.
- Игра - это свободная форма человеческой деятельности, в которой ребенок выражает себя, его внутренний мир познает окружающую его действительность.
- Универсальность игры как деятельности включает сочетание других видов деятельности (ролевое общение, специализированная деятельность, образовательная деятельность).
- Игра является преображающей потребностью ребенка, его психики и интеллекта. Играют, дети развиваются;
- Игра - это возможность для ребенка найти себя в группе сверстников и получить представление о межличностных отношениях.
Игра как деятельность определяет интеллектуальное развитие дошкольника, является важным инструментом для вхождения в социальную среду и знакомства с ней на последующих этапах онтогенеза. Поэтому целесообразно проанализировать существующие в психологической и педагогической литературе представления об игровой деятельности и их связь с формированием личности.
Заключение.
Таким образом, необходимо выделить общую психолого-педагогическую ситуацию игровой деятельности в целом и игрово-образовательных технологий в частности:
- Благодаря менестрелям, участвующим в различных мероприятиях, а также в области общих значений и ценностей для разных видов деятельности, важно развивать психологические навыки, особенно творческое воображение.
- Игра способствует целостному системному построению восприятия мира.
- Основными игровыми составляющими игры являются: ситуация, роль, правила игры, сюжет и содержание;
- В игре человек обретает способность преодолевать себя и движется от «Я» реального к «Я» идеального.
- Игра развивает у человека осознание и чувство собственного достоинства, его готовность заниматься новыми видами деятельности.
- Игра способствует содержательному межличностному взаимодействию и расширяет специальные знания.
Игра создает условия для гармоничного умственного и нравственного, а также умственного и физического развития учащихся.
- Игра устраняет социальный и психологический стресс с помощью смеха, метафор и игровой реальности.
Список литературы:
1. Нищева Н. В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., – 2008. – 121 с.
3. Анисимов, О. С. Развивающие игры и игротехника. - Новгород, 1989.-120с.
4. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. - Изд. 2-ое. -М. :Прогресс, 1989. - с. 120.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966.