Приложение МААМ

Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Алёна Коптелова
Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

1.1 Технологии обучения.

Технология — от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических)».

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание обучения усложняется и привлекает внимание педагогов к развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Публикация «Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на содействие когнитивному развитию ребенка. Педагог должен уметь ориентироваться в этих меняющихся условиях. Разнообразные комплексные подходы к развитию ребенка в самых разных современных технологиях. При работе с детьми с ограниченными возможностями используются специальные коррекционные и развивающие педагогические технологии. Обеспечение положительной динамики в обучении и повышении квалификации.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся.

Традиционные технологии обучения в корректуре являются наиболее важными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и детей. Традиционные технологии обогащают детское воображение, создавая в них множество ассоциаций, которые с ними связаны. Жизненный и чувственный опыт стимулируют развитие языка.

Одним из способов модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграция методов и форм информации и развития. Хочу подробнее остановиться на игровых технологиях, которые учителя используют в своей работе.

Взаимодействие с работой и обучением - один из основных видов человеческой деятельности, удивительное явление в нашем существовании.

Игровые технологии - единство развивающих способностей игровых технологий к формированию личности учащихся достигается за счет разумной организации разноплановой игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических способностей.

Реализация специальных игровых программ как общих, так и специализированных. Взаимодействие с работой и обучением - один из основных видов человеческой деятельности, удивительное явление в нашем существовании. Игровые технологии - единство развивающих способностей игровых технологий к формированию личности учащихся достигается за счет разумной организации разноплановой игровой деятельности, доступной каждому ребенку с учетом психофизических способностей. Реализация специальных игровых программ как общих, так и специализированных.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательная (это основная функция игры - развлекательная, развлекательная

Доставляют удовольствие, вдохновляют, вызывают интерес);

- коммуникативность: владение диалектикой общения;

- Самореализация в игре как полигон для человеческой практики;

- Игровая терапия: преодоление различных трудностей

другие виды жизни;

- Диагностика: определение отклонений от нормативного поведения, самопознание во время игры;

- Корректирующая функция: вносить положительные изменения в структуру показателей личности;

- Межэтническое общение: усвоение общечеловеческих социальных и культурных ценностей;

- Социализация: включение в систему общественных отношений, приближение норм человеческого сообщества.

В состав игры как процесса входят:

а) роли игроков;

б) разыграть действия для выполнения этих ролей;

в) игровое использование предметов, т. е. замена реальных вещей обычными играми;

г) реальные отношения между игроками;

д) Действие (сюжет) - условно воспроизводимая в игре область действительности.

Понятие «игровые образовательные технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации учебного процесса в виде различных обучающих игр. В отличие от игр в целом, образовательная игра имеет существенную характеристику - четко определенную цель обучения и соответствующий образовательный результат, который может быть обоснован, явно подчеркнут и охарактеризован образовательной и познавательной направленностью.

В первую очередь игры должны строиться по типу деятельности: физическая (двигательная, интеллектуальная (умственная, профессиональная, социальная и психологически. При выборе игр для детей с ограниченными возможностями следует учитывать следующие требования:

Игровая форма урока создается с помощью игровых приемов и ситуаций, которые служат для мотивации и стимулирования детей к участию в учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его текущему уровню развития;

• с учетом структуры дефекта;

• Выбор игрового материала с постепенным усложнением;

• Связывание игрового содержания с системой знаний ребенка;

• соответствие корректирующей задаче урока;

• учет принципа смены видов деятельности;

• использование ярких, полезных игрушек и вспомогательных средств;

• Соответствие игрушек и вспомогательных средств требованиям гигиены, безопасности.

1.2 Структура технологии игр в процессе коррекционного занятия

Структура технологии

Дидактические цели

Содержание и рациональное

сочетание используемых методов

(по источнику знаний)

1. Ритуал «входа» в игровую сессию.

Организация игровой деятельности. Создание позитивного настроения для совместной игровой деятельности.

Коммуникационные игры, ритуальные игры.

Используются практические, визуально эффективные и словесные приемы.

2. Повторяйте и подкрепляйте положительные эмоциональные переживания.

Организация игровых активностей, мониторинг и оценка, стимулирование процесса саморазвития, обсуждение игрового опыта прошедшего урока и варианты тестирования в реальной жизни.

Устные методологические дискуссии, дискуссия.

-В какие игры играли на прошлом уроке?

-Каков был твой опыт? - Как был использован этот опыт?

3. Расширьте свою игру и свой эмоциональный опыт.

Организация игровой деятельности, реклама, поддержка и сопровождение

Продолжение и усложнение игровой деятельности.

Знакомство с новой игрой, ее инструкциями, условиями. Наглядно-иллюстративный, практический и словесный приемы.

4. Реализация игры.

Создание успешной ситуации для каждого игрока, стимулирование творческой активности, поддержка и помощь.

Приобретение новых игровых впечатлений, закрепление положительных личностных качеств ребенка.

Распределение ролей, управление игрой.

Словесные, наглядно-иллюстративные и практические методы

5. Интеграция полученной игры и эмоционального опыта в жизнь.

Организация познавательного процесса, поддержка и помощь. Обсуждение игрового процесса. Выявление игровых «уроков» и возможность воспользоваться новыми игровыми и эмоциональными переживаниями в реальной жизни.

Обсуждение того, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать полученный опыт. Вербальные методы.

6. Резюме

Создавайте успешную ситуацию, отслеживайте, поддерживайте и положительно оценивайте результаты каждого участника игры.

Обобщение полученного опыта, его связь с имеющимся.

Подведите итог урока. Заполнение дневника самонаблюдения.

Наглядно-практические и вербальные методы.

7. Ритуал «выхода» из занятия.

Организация игровой деятельности по стимулированию и релаксации. Закрепление новых впечатлений, подготовка младшего подростка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Игры - ритуалы, завершающие урок и символизирующие пополнение знаний и понимания духовных истин. Практические, наглядные и словесные методы.

Технологии нарушения коррекции эмоциональной регуляции у детей с развитием (К. Лебединская, О. С. Никольская и др. (1991) до формирования сенсорно-чувственной и интеллектуальной деятельности слабослышащих детей (И. А. Михаленкова) (2000, для коррекции и развития Слуховосприятие (Л. П. Назарова (2002, коррекция коммуникативных функций и поведенческих расстройств (Л. М. Шипицына и др. (1996, 2001, коррекция межличностных отношений школьников с нарушением слуха (Ю. А. Герасименко (2002, развитие творческое воображение у слабослышащих детей (Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. (2002) и другие. Вариативность использования игровых образовательных технологий может быть алгоритмом реализации при работе со студентами-инвалидами (по Т. М. Грабенко).

Алгоритм создания игры

Последовательность рассуждений

Содержание рассуждений

Постановка цели

Чему я хочу научить своих учеников? Как можно использовать эти знания? Чем это может быть полезно для вас и меня сейчас и в будущем?

Размышление о важности выбранной цели.

Что произойдет с моими учениками, если цель не будет достигнута? Как будут развиваться наши отношения? Что будет во взаимоотношениях заключенных с обществом? Какой будет их жизнь, если им не удастся приобрести определенные знания, навыки и умения?

I Выбор объекта исследования

Внешний объект подбирается на примере флоры и фауны, литературных и киноработ, анализа картин и летописных событий. Внутренний объект - выбирается исходя из ваших собственных чувств, эмоций, мыслей и действий. Рассмотрены их значение и значение в процессе саморазвития и самообразования.

Визуализация объекта исследования

Для выбранного объекта выбирается изображение (персонаж сказки, явления природы, литературный или киногерой, наделенное определенными характерными чертами (аналогично ученикам) и призванное решать определенную задачу (цель).Прорабатывание содержания и развития сюжета

Прописывается сюжет развития сказочной (или житейской) истории с опорой на структуру развития сказочного сюжета (рождение героя, жизнь в родительском доме, поиск собственного пути, его выбор, встреча с помощниками, борьба, победа, дорога домой).

Разыгрывание истории

Разработка хода игры, правил игрового взаимодействия, распределение ролей.

Продумывание вариантов обсуждения игрового опыта

Вопросы к обсуждению игры продумываются с учетом поставленной цели. Ответы воспитанников (как и наблюдение за ними в процессе игры) позволяют определить эффективность разработанной игры и адекватность поставленной цели. |

Использование этого алгоритма позволяет педагогу разрабатывать игры и игровые ситуации, а также разрабатывать различные дидактические модули игровой технологии (вариативные компоненты программы, позволяющие реализовать личностно-ориентированный подход к коррекционным, развивающим и педагогическим процессам.

Таким образом, можно констатировать, что образовательная технология представляет собой хорошо выверенный алгоритм, в котором присутствуют различные признаки элементов, последовательность действий, однозначное отслеживание которых приводит к гарантированному учебному результату, поддерживаемому субъектами образовательного процесса. С точки зрения организации работы со студентами-инвалидами такое понимание игровой образовательной технологии расширяет границы понимания сути учебной, воспитательной и корректирующей деятельности.

1.3 Особенности использования игровых педагогических технологий в учебном процессе обучающихся с ОВЗ

Игра как явление привлекла внимание многих исследователей, теоретиков и практиков из различных областей человеческого знания. Изучение игрового поведения проводилось на основе разработки различных игровых технологий обучения и воспитания, а также профессиональной подготовки учителей.

Игровые технологии, особенно деловые игры, использовались при изучении игровых форм и методов обучения. Также накопилось много исследований по проблемам игрового моделирования. За эти годы были разработаны методики деловых и обучающих игр, а также перспективы их использования (Я. М. Бельчиков, М. М. Бернштейн.)

В середине 20 века игровые формы были внедрены в различных научно-исследовательских учебных заведениях. Появляется новый класс игровых технологий, которые знакомят учащихся с социальной средой и облегчают обработку и воспроизведение социального опыта для принятия важных решений.

В последние годы используются инновационные игровые разработки, передающие деловое взаимодействие, коммуникативные навыки, сентиментальность и креативность (И. Г. Абрамова, А. Л. Думчене, Ю. О. Коган и др.). Также следует отметить, что современные игровые технологии реализованы в рамках в рамках двух образовательных моделей: модели традиционного (репродуктивного, технократического, основанного на знаниях) обучения и модели развивающего (проблемного, гуманистического, инновационного) обучения Г. К. Селевко (1998, Т. И. Шамова (1993, Е. А. Ямбург (2000).

Традиционное обучение сегодня является предметно-ориентированным.

В объектно-предметной области нашего исследования наиболее интересными видами являются развитие игровых типов, которые служат теоретической и методологической базой для разработки и внедрения игрово-педагогических технологий. В основном это игры для организационной деятельности (П. Г. Щедровицкий (1995); Организационные обучающие игры (С. Д. Неверкович (1996); Проблемные деловые игры (В. Н. Южаков); Организационное мышление и организационные коммуникативные игры (О. С. Анисимов (1998); системные игры активности (В. Л. Борзенков (2000, О. Г. Прикоть (2000).

В каждом из представленных подходов ученые акцентируют внимание на важном аспекте обучающих игр. При этом одной из основных ценностей является специфика игровых отношений, которая декларирует следующие позиции:

- отсутствие прямого воздействия на человека как личность;

- Воздействие на участника не является прямым и даже не влияет на мнение.

- без рейтинга;

- равенство всех точек зрения с упором на синтез;

- бережно относиться к результатам мыслительного или деятельностного процесса отдельных лиц и групп.

Несмотря на существование различных концепций обучения с помощью игровых форм, имитационная символическая игра считается наиболее эффективным средством активизации познавательной деятельности ребенка.

Игра развивает у ребенка независимость и в некоторой степени помогает ему отделиться от мира. С. А. Шмаков (1996) раскрывает эту идею и выделяет ряд общих положений, отражающих суть игры:

- Игра сочетает в себе расслабление и развлечение, служит тренировкой и упражнением и позволяет ребенку быть более требовательным к себе.

- Игра - это свободная форма человеческой деятельности, в которой ребенок выражает себя, его внутренний мир познает окружающую его действительность.

- Универсальность игры как деятельности включает сочетание других видов деятельности (ролевое общение, специализированная деятельность, образовательная деятельность).

- Игра является преображающей потребностью ребенка, его психики и интеллекта. Играют, дети развиваются;

- Игра - это возможность для ребенка найти себя в группе сверстников и получить представление о межличностных отношениях.

Игра как деятельность определяет интеллектуальное развитие дошкольника, является важным инструментом для вхождения в социальную среду и знакомства с ней на последующих этапах онтогенеза. Поэтому целесообразно проанализировать существующие в психологической и педагогической литературе представления об игровой деятельности и их связь с формированием личности.

Заключение.

Таким образом, необходимо выделить общую психолого-педагогическую ситуацию игровой деятельности в целом и игрово-образовательных технологий в частности:

- Благодаря менестрелям, участвующим в различных мероприятиях, а также в области общих значений и ценностей для разных видов деятельности, важно развивать психологические навыки, особенно творческое воображение.

- Игра способствует целостному системному построению восприятия мира.

- Основными игровыми составляющими игры являются: ситуация, роль, правила игры, сюжет и содержание;

- В игре человек обретает способность преодолевать себя и движется от «Я» реального к «Я» идеального.

- Игра развивает у человека осознание и чувство собственного достоинства, его готовность заниматься новыми видами деятельности.

- Игра способствует содержательному межличностному взаимодействию и расширяет специальные знания.

Игра создает условия для гармоничного умственного и нравственного, а также умственного и физического развития учащихся.

- Игра устраняет социальный и психологический стресс с помощью смеха, метафор и игровой реальности.

Список литературы:

1. Нищева Н. В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., – 2008. – 121 с.

3. Анисимов, О. С. Развивающие игры и игротехника. - Новгород, 1989.-120с.

4. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. - Изд. 2-ое. -М. :Прогресс, 1989. - с. 120.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 01:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии игрового обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Коптелова (УИ 373632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД