Ольга Чудакова
Программа организации театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа организации театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей круга их интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Публикация «Программа организации театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Сейчас такое время, когда о чём бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлётов и ещё белее резких падений в судьбах людей пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии. Информационная атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся работать в коллективе, соучаствовать, видеть и создавать красоту.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать у ребенка внимание, память, воображение. Расширять и углублять его знания об окружающем мире.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Цель программы.
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы.
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
3. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.). Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности и сценическому искусству.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Содержание программы
1. азбука театра
2. основы актерского мастерства
3. основные принципы драматизации
4. основы кукольного театра
5. самостоятельная театральная деятельность
6. проведение праздников досуга и развлечений
Реализация работы по программе.
1. Программа реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
3. Внутреннее убранство групп и зала, где живут и воспитываются дети, приводится в соответствие с проводимыми мероприятиями.
4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности переоборудована предметно-окружающая среда в группе.
Предметно-окружающая среда для театральной деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями детей данного возраста созданы театрально-игровые зоны. В центре изо размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы, сделанные детьми и совместно с родителями. В театрализованном центре собраны костюмы, декорации и различные виды кукол необходимых для постановок спектаклей, этюдов и игр. Здесь же имеется фонотека музыкальных произведений.
Технические средства предметно-окружающей среды для театральной деятельности
Материально – техническое обеспечение
• Музыкальный зал
• Звуковая аппаратура, микрофоны
• Музыкальный центр
• А/записи
• Декорации
• Костюмы
• Маски
• Перчаточные куклы
• Конусные куклы
• Мягкие игрушки
• Книги со сказками
• Ширма
• Фотографии, картинки, иллюстрации.
Формы работы.
1. Групповые занятия
Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут – подготовительная к школе группа.
Количество занятий в подготовительной группе
Сент Окт Нояб Дек Янв Фев Март Апр Май итого
Основы актерского мастерства 2 2 2 3 2 2 2 3 2 20
Кукольный театр 2 2 2 1 2 2 2 2 3 18
Театрализованные игры 4 4 4 4 2 4 4 3 3 32
Всего 8 8 8 8 6 8 8 8 8 70
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и. т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики
- игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.
Дополнительный материал для создания костюмов, атрибутов.
• Акварель, гуашь, кисточки.
• Цветная бумага.
• Пластилин и глина для пластилинографии.
• Природный и бросовый материал.
• Цветные карандаши.
• Клей, кисточки, фломастеры.
• Картон, альбомные листы.
• Атрибуты к играм.
• Дидактические игры.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А также получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ.
2. Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем.
3. Работа с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций и атрибутов,
- консультации для родителей,
- анкетирование,
- совместные спектакли.
Таблица 1. План взаимодействия с родителями
Сроки Тема Форма проведения
1 квартал «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. Стендовая информация
«Знаете ли вы своего ребёнка?» анкетирование
2 квартал «Вещи нашего края» экскурсия в музей
«Мои любимые герои» Выставка рисунков
3 квартал «Наши успехи» Стендовая информация
«В мире сказок» Фотовыставка