Аверьянова Наталья Викторовна
Театрально-игровая технология в ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь очень многое, тем более что введена Федеральная образовательная программа, где вопросы воспитания, направленные на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности стоят на первом месте. Поэтому сегодня любой педагог, работающий в дошкольном учреждении, вправе конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей, методов и технологий и признающий за собой способность к организации зоны ближайшего развития ребенка.
Наблюдая за моими воспитанниками, я обратила внимание на то, что многие дети во время общения, игр, скованны, застенчивы, стеснительны, мало эмоциональны. Дети слабо используют средства выразительности речи (мимика, жесты, движения). А ведь в театрально – игровой технологии, как ни в какой другой, у детей могут проявляться творческое воображение, так же они смогут выражать свои эмоции. Ведь театр - один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, поэтому свою работу я выстроила именно в этом направлении.
Целью моей работы стало создание условий для развития творческих способностей дошкольников посредством совместного участия в театрально – игровой технологии и создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе.
В основу театрально-игровой технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. Театрально - игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Также театрально – игровая технология значима тем, что решает задачи всех образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие – это общение, взаимодействие, самостоятельность;
- познавательное развитие – это познавательная мотивация, воображение и творческая активность, углубляются знания детей о театре, как о виде искусства, расширяется кругозор;
- речевое развитие – это правильная речь, активный словарь, речевое творчество, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров, происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- художественно-эстетическое развитие – это самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказки, у детей происходит развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Посредством слушания и обсуждения народной, классической, детской музыки, совместного пения, игре на музыкальных инструментах, у детей развиваются музыкальные способности, способность эмоционально воспринимать музыку, происходит приобщение к музыкальному искусству;
- физическое развитие – это двигательная активность, моторика рук, координация.
Театрально – игровую технологию в основе своей работы я использую как на занятиях, так и в режимных моментах, самостоятельной художественной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в разной сфере деятельности детей. Например, в непосредственно-образовательной деятельности – это занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр. В повседневной деятельности – дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, совместное творчество детей и родителей.
Чтобы реализовать театрально – игровую технологию мною создана среда, которая мотивирует ребят к активной театрализованной деятельности, стимулирует рождение новых детских замыслов, является активным партнером для успешной постановки различных сценок, мини - спектаклей, сюжетно – ролевых игр с элементами театрализации, так как имеет разнообразные материалы для свободной детской деятельности. Также созданы благоприятные условия для проявления и развития творческих способностей детей, для расширения их интересов, а дети уж сами выбирают все то, что им понадобится для развития театрально - игрового сюжета.