Лариса Алексеева
Театральная деятельность в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать
В данной статье представлен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются формы и методы работы с использованием театральной деятельности для всестороннего развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Из своего опыта мною был сделан вывод: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более эффективной будет коррекция и компенсация нарушений. Поэтому одна из актуальных проблем нашего детского сада - интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Несомненными плюсами интегрированного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями. Когда мы говорим об интегрированном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, но все дети могут развиваться и творить. Ведь в каждом ребёнке есть потенциал, и мы должны помочь раскрыть его для самореализации, самовыражения, творчества. Для работы в данном направлении была определена цель: создание полноценного пространства развития и организация комплексного, интегрированного сопровождения детей с ОВЗ средствами театрального искусства. Поставлены следующие задачи:
Публикация «Театральная деятельность в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- сформировать у детей коммуникативные навыки: устанавливать и поддерживать контакт.
- сформировать у «обычных» детей толерантное отношение к «особым» детям.
Работая с «особыми» детьми не первый год, исходя из собственного опыта, пришла к определенным выводам, что интеграция образовательного процесса с элементами театра является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. Именно театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию дошкольников, формированию коммуникативных умений и навыков, развитию психофизических способностей, психических процессов, речи. Занятия с элементами театра делает процесс обучения более интересным и эффективным, как для педагога, так и для детей. Поэтому в своей работе использую свою авторскую программу «Театр и Сказка» (Рецензия СИПКРО 2013г. Климина Л. В.)
Целью программы «Театр и Сказка» является творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности. Работу веду по следующим направлениям:
1. Социальная адаптация детей
Для выполнения этой задачи мы используем разные виды деятельности :
- трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучаются умениям и навыкам, которые могут являться основой для участия в театрализации и праздниках;
- сюжетные игры;
- театрализованные игры с использованием разных видов театра. Проводя такие игры развивается диалогическая речь у детей с ОВЗ. 2. Развитие эмоциональной сферы детей.
- игра на музыкальных инструментах;
- исполнение песен с использованием игрушек;
- танцы под музыку разного характера. 3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе стараюсь сформировать у детей уверенность в себе, в свои возможности и способности.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. На любом празднике, в театрализованной постановке, каждый ребенок по выбору исполняет роль.
5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками происходит на разных уровнях:
1. Совместная игровая деятельность.
2. Совместная непосредственно образовательная деятельность. 3. Совместные тематические праздники («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица», «Новый год», «Коляда», «Сабантуй» и т. д) 4. Совместная подготовка выставок художественных работ.
5. Совместные экскурсии.
6. Совместная проектная деятельность
Одной из главных задач образовательного стандарта, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Как отмечают Т. Н. Винтаева и др., успешному личностному и социальному развитию детей с ОВЗ способствует активное участие в воспитательно-образовательном процессе родителей воспитанников, поэтому «сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции современного образования невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели» [5, с. 17]. Родители равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Стараюсь воспитать у родителей толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Результатом работы с родителями в данном направлении стало: совместно участвуют в праздниках, изготавливают костюмы и декорации для спектаклей, украшают группу и музыкальный зал к праздникам. Доброй традицией стало показ в конце учебного года совместных театральных постановок. Все родители принимают участие в долгосрочных проектах: «Семейный театр», «Театральная игрушка». Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод: интеграция образовательного процесса с элементами театрализации положительно влияет на всестороннее развитие ребенка с особыми потребностями, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Литература: 1. Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. - № 4 (9)
2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Книга для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1991.- 127с.
3. Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. :ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121
5. Программа «Театр и Сказка» (автор Алексеева Л. В. Рецензия СИПКРО 2013г, Климина Л. В.)