Лариса Белюнова
Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья была напечатана в сборнике: Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС. Под. ред. проф. Ю. С. Мануйлова. - Нижний новгород: Центр научных инвестиций, 2016.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. (1, ст. 23)
Сравнительно недавно появилась новая техника рисования – пластилинография, которая меня очень заинтересовала. Пластилинография в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер (Г. Н. Давыдова). Поэтому, для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я решила использовать именно пластилинографию. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Занятия пластилинографией способствуют не только развитию воображения и творческих способностей, но и развитию психических процессов; развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей; развитию самостоятельности, произвольности поведения.
К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся: простота исполнения работы, яркость фактурного материала, возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей, насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру.
Изучив всю литературу по этой теме, я сделала вывод, что самыми интересными и необходимыми на практике стали книги Г. Н. Давыдовой, методическое пособие Т. Н. Яковлевой, и авторская программа "Цветные ладошки" И. А. Лыковой.
В своей практике, используя пластилинографию на занятиях, я заметила, что дети увлеченно работают, загораются новыми идеями, особенно им нравится, что все всегда получается. Работы выглядят ярко, живо, оригинально. Дети стали просить заняться этой деятельностью и в свободное время. И я решила организовать кружок: «Пластилиновые чудеса». Целью, которого, стало формирование индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в процессе занятий пластилинографией. Была написана программа. И началась интересная и увлекательная работа. При планировании я опиралась на времена года, праздники, интересы детей, отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Деятельность с детьми целиком проходила в форме игры. Девочки становились модельерами, мальчики архитекторами. Игровые приемы обеспечивали динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяли потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Чтобы поддержать и повысить интерес детей к результатам своего труда, я использовала игровые мотивации. Например, когда мы делали работу: «Веселый пожарник», я предложила придумать историю и рассказать детям другой группы. В итоге было принято решение, подарить им же эту работу. Использование в игре монолога позволяло развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчало общение друг с другом. Выполнение коллективных работ сплотило детей. Работы отправились на конкурс. Дети с нетерпением ждали результат, а получив его, старались еще больше. Так появились работы: «Волшебство осеннего леса», «Зимушка-зима». Для большей выразительности работы мы с детьми решили использовать природный материал и другие вспомогательные предметы: бисер, бусины, стразы. Так создали коллекцию модной одежды. Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я обязательно проводила физминутку. А ещё в процессе обучения детей пластилинографии не ставила очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом. По окончании работы обязательно следовала педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. Рассмотрев работы маленьких авторов, особо отмечала их старание и творческое начало. Индивидуально работала с наиболее одарёнными детьми, что позволяло дать им дополнительные компетенции; расширяло возможности в изобразительной деятельности. Очень важно, что художественно – творческая деятельность выполняет еще и терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. В итоге, самыми увлекательными оказались темы, приуроченные к праздникам. Ко дню матери, мы порадовали наших мамочек красивыми портретами, на 8 марта мы подарили им красивые корзины с букетами цветов, папам наши юные модельеры сделали гламурные галстуки, Новый год мы встречали с елкой, которая была украшена яркими шарами, сделанными в технике обратной (витражной пластилинографии, на первое апреля нам поднимали настроение веселые клоуны, а на праздник Пасхи мы, всех удивляли «раскрашенными» яйцами. Иногда в нашей группе возникали спонтанные идеи. И их реализация доставляла детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им. Так появилась картина: «Этот удивительный космос», и медали для дедушек. Родители тоже не остались в стороне, В начале года я для них провела мастер-класс. А на конкурсы они сделали замечательные работы совместно с детьми на темы: «Сказочная страна», «Ах, лето…».
Делая выводы о проделанной работе, нужно отметить, что дошкольники получили неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения; научились видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузились в удивительный мир творчества. Научились самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания, принимать самостоятельные и ответственные решения, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность и, конечно же, строить с детьми отношения сотрудничества. Работа с пластилином не имеет ограничений. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед деятельностью, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию.
Список литературы:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Прогресс, 1994. – 210с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. № 1, 2, 3, 4. – М. : 2009.
3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание — 2004 — №2
4. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии. 1990.- № 1.-16с.