МААМ-картинки

Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада. Этапы и направления работы

Екатерина С
Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада. Этапы и направления работы
▼ Скачать + Заказать документы

Основными недостатками, мешающими обучению детей с речевыми нарушениями, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес.

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Публикация «Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада, Этапы и направления работы» размещена в разделах

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией :

1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).

2. Отработка дикции, автоматизация звуков, поставленных логопедом.

3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.

4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.

5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками (так называемые “стендовые” театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка-это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими речевые нарушения? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный, но, в то же время, самый простой шаг - ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы : (привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

• 1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию) : для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.

• 2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)

• 3. разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.

• 4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации, по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.

• 5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)

• 6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация)

Направления :

• Физкультурный руководитель - физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.

• Музыкальный руководитель - работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …. ”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.

• Воспитатель – это прежде всего чтение худ. литературы; обогащение словаря; ИЗО деятельность (цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики (пальчиковые игры и речь с движением-это ведь как спектакль в миниатюре)

И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое (в том числе и по заданию логопеда) :

• артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах : “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”)

• Задания для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)

логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)

Коррекционно-развивающие игры на :

- развитие памяти с расширением словарного запаса - “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;

- слуховое восприятие - “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;

- логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);

- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”);

-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво …“капельки росы сверкают на солнце, как….”;

-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)

- лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)

• упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (т. е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх, боль, испуг, сострадание, гордость.

театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)

• игры - драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Как Вы понимаете, вся эта кропотливая работа является “ работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Воспитатель логопедической группы : Серебрякова Е. И.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада. Этапы и направления работы
Опубликовано: 2 октября 2023 в 09:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада. Этапы и направления работы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина С (УИ 3284670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД