Екатерина С
Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада. Этапы и направления работы
▼ Скачать + Заказать документы
Основными недостатками, мешающими обучению детей с речевыми нарушениями, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес.
Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития речи детей в логопедической группе детского сада, Этапы и направления работы» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией :
1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).
2. Отработка дикции, автоматизация звуков, поставленных логопедом.
3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.
4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.
5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками (так называемые “стендовые” театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка-это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.
С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими речевые нарушения? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный, но, в то же время, самый простой шаг - ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.
Этапы работы : (привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)
• 1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию) : для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.
• 2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)
• 3. разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
• 4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации, по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
• 5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
• 6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация)
Направления :
• Физкультурный руководитель - физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
• Музыкальный руководитель - работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …. ”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
• Воспитатель – это прежде всего чтение худ. литературы; обогащение словаря; ИЗО деятельность (цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики (пальчиковые игры и речь с движением-это ведь как спектакль в миниатюре)
И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое (в том числе и по заданию логопеда) :
• артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах : “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”)
• Задания для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
• логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
• Коррекционно-развивающие игры на :
- развитие памяти с расширением словарного запаса - “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели «4-й лишний» по отгадкам;
- слуховое восприятие - “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;
- логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);
- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
- звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”);
-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво …“капельки росы сверкают на солнце, как….”;
-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)
- лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)
• упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (т. е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
• театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
• игры - драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)
Как Вы понимаете, вся эта кропотливая работа является “ работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).
И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.
Воспитатель логопедической группы : Серебрякова Е. И.