Получи документы

Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста

Ирина Ерошенко
Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста

В развитии ребенка театральное искусство позволяет формировать чувства сопереживания, коммуникативность, познавательность. Театральное искусство с помощью художественного образа воздействует на личность, познание нравственных основ общества. Для детей это один из самых доступных видов искусства, который помогает:

Публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

- осуществлять художественное образование и воспитание детей;

- формирование эстетического вкуса;

- нравственное воспитание;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

На основе театрализованной деятельности в детском саду раскрывается творческий потенциал дошкольника, происходит формирование творческой личности. Дошкольники учатся создавать собственный художественный образ персонажа, развивать творческое воображение, замечать интересные вещи и явления вокруг них, воплощать увиденное в своей роли. В основе театрализованной деятельности лежит игра, поэтому театральное искусство понятно и близко детям и взрослым. Театрализованная игра является ярким эмоциональным средством для формирования художественного вкуса детей.

Театрализованная деятельность позволяет целостно воздействовать на личность ребенка: позволяет раскрепоститься, осуществлять самостоятельное творчество. Происходит развитие ведущих психических процессов, усиление адаптационных способностей, а также происходит развитие и корректировка коммуникативных качеств ребенка.

Из всего многообразия результатов педагогической деятельности, которые дает использование театрализованной деятельности в детском саду, остановимся на различных аспектах развития речи дошкольника :

- словарный запас;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- уровень развития связной речи.

В своей книге по развитию речи А. Г. Арушанова отмечает значение театрализованной деятельности в том, что «принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа».

Театрализованные действия дают возможность создать основу для развития самостоятельного общения детей между собой в нерегламентированных ситуациях.

При этом развивается словарный запас ребенка. В ходе определенной роли дети не только знакомятся с новыми словами, они учатся их использовать в заданном контексте сюжета. Ребенок мотивирован на улучшение произношения – чтобы быть понятым и вписаться в игру. Поэтому совершенствуется звуковая культура. Заучивание роли – определенных предложений и высказываний персонажа позволяет совершенствовать грамматический строй речи – ребенок получает возможность пользоваться определенными эталонами построения фраз и речи.

Большое значение для развития связной речи – в основном диалогической – оказывает театрализованная деятельность. В деятельности кооперативного типа, такой, как сюжетно-ролевая игра, дошкольники непосредственно и естественно общаются, выстраивают отношения командования и подчинения. Они в совместной деятельности создают предметно-игровую обстановку, разыгрывают диалоги в соответствии с ролями, вступают в различного рода взаимоотношения, как в игровом контексте, так и в реальной жизни. В театрализованной деятельности наиболее эффективно протекает речевое развитие дошкольников.

В процессе театрализованной игры дети сами осваивают новые способы и средства общения. А. А. Максимова предлагает следующие виды игр с элементами театрализованной деятельности для развития речи детей : драматизации и режиссёрские театрализации.

В играх-драматизациях ребёнком самостоятельно создаётся образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики. пантомимы, производятся собственные действия исполнения роли, исполняется какой-либо сюжет с заранее определенным сценарием, не являющимся жёстким условием игры, а служащим основой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, не будет похож на героя, сыгранного другим ребенком. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Выделяют следующие виды драматизации:

- игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевой диалог на основе текста;

- инсценировка произведений;

- постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игра-импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре дошкольник ведет игрушки в общем сюжете, выступает в качестве режиссера в импровизированном концерте, спектакле. При этом формируются навыки коммуникации, согласования замыслов и организации совместной деятельности. Здесь ребенок выступает от имени игрушечного героя, управляет игрушками или их заместителями.

Сюжетно-ролевая игра является основой формирования и развития навыков театрализованной деятельности.

В процессе организации театрализованной деятельности важно учитывать возрастные особенности и возможности дошкольников, побуждать их интерес к новым знаниям, расширять спектр умений и знаний. К формам организации театрализованной деятельности относят :

1) совместную театрализованную деятельность детей и взрослых, игры на праздниках и развлечениях;

2) самостоятельные театрализованные игры в повседневной жизни;

3) мини-игры на различных занятиях.

В среднем дошкольном возрасте театрализованная игра тесно связывается с сюжетно-ролевыми играми. Большинство игр отражают круг повседневных интересов детей : игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые песенки и стихи являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Развитие речи ребенка является сложным и длительным процессом, в ходе которого на основе общения со взрослыми и сверстниками ребенок формирует навыки понимания устной речи, а также умение воспроизводить нужные звуки, объединяя их в слоги и слова, стремясь к тому, чтобы его речь понимали окружающие. Младший и средний дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы грамотной речи ребенка. Для этого используются различные средства. Они должны применяться комплексно, не существует единого универсального средства. В общении детей и взрослых, которое происходит в непосредственной жизнедеятельности, на специально организованных занятиях, в языковой культурной среде, где существует человек, происходит работа по формированию и развитию речи дошкольника.

Для развития речи дошкольников эффективно использование театрализованной деятельности. В театрализации ребенок раскрепощается, он органично входит в игру и в образ, что позволяет ему не только выражать свои чувства, но и развивать коммуникативные навыки, развивать все стороны речи : словарный запас, звуковую культуру, улучшать грамматический строй речи, совершенствовать умение вести диалог и развивать монологическую речь.

Публикации по теме:

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через те-атрализованную деятельность» Введение Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста Здравствуйте! Хочу вам представить свою презентацию. Возраст моих воспитанников 2-3 года. Так же я хочу представить текс к слайдам. 2 Какая.

Презентация «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста (3–4 года)» Театрализованная деятельность – универсальное средство гармоничного развития ребенка.   Воспитательные возможности театрализованной деятельности.

Фотоотчет по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»Фотоотчет по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком.

Консультация для родителей первой младшей группы «Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста» Консультация для родителей первой младшей группы. Скорова Р. Я. "Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста".

Представление педагогического опыта «Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность работы заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является.

Родительское собрание в средней группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»Родительское собрание в средней группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Родительское собрание в средней группе : «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Речь – это.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность детей дошкольного возраста Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Также театрализация развивает эмоциональную сферу.

Театрализованная деятельность в развитии речи детей Актуальность нашей работы заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи, развитие.

Консультация по теме самообразования «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июня 2019 в 06:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ерошенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД