Ирина Ерошенко
Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
В развитии ребенка театральное искусство позволяет формировать чувства сопереживания, коммуникативность, познавательность. Театральное искусство с помощью художественного образа воздействует на личность, познание нравственных основ общества. Для детей это один из самых доступных видов искусства, который помогает:
Публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
- осуществлять художественное образование и воспитание детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственное воспитание;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.
На основе театрализованной деятельности в детском саду раскрывается творческий потенциал дошкольника, происходит формирование творческой личности. Дошкольники учатся создавать собственный художественный образ персонажа, развивать творческое воображение, замечать интересные вещи и явления вокруг них, воплощать увиденное в своей роли. В основе театрализованной деятельности лежит игра, поэтому театральное искусство понятно и близко детям и взрослым. Театрализованная игра является ярким эмоциональным средством для формирования художественного вкуса детей.
Театрализованная деятельность позволяет целостно воздействовать на личность ребенка: позволяет раскрепоститься, осуществлять самостоятельное творчество. Происходит развитие ведущих психических процессов, усиление адаптационных способностей, а также происходит развитие и корректировка коммуникативных качеств ребенка.
Из всего многообразия результатов педагогической деятельности, которые дает использование театрализованной деятельности в детском саду, остановимся на различных аспектах развития речи дошкольника :
- словарный запас;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- уровень развития связной речи.
В своей книге по развитию речи А. Г. Арушанова отмечает значение театрализованной деятельности в том, что «принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа».
Театрализованные действия дают возможность создать основу для развития самостоятельного общения детей между собой в нерегламентированных ситуациях.
При этом развивается словарный запас ребенка. В ходе определенной роли дети не только знакомятся с новыми словами, они учатся их использовать в заданном контексте сюжета. Ребенок мотивирован на улучшение произношения – чтобы быть понятым и вписаться в игру. Поэтому совершенствуется звуковая культура. Заучивание роли – определенных предложений и высказываний персонажа позволяет совершенствовать грамматический строй речи – ребенок получает возможность пользоваться определенными эталонами построения фраз и речи.
Большое значение для развития связной речи – в основном диалогической – оказывает театрализованная деятельность. В деятельности кооперативного типа, такой, как сюжетно-ролевая игра, дошкольники непосредственно и естественно общаются, выстраивают отношения командования и подчинения. Они в совместной деятельности создают предметно-игровую обстановку, разыгрывают диалоги в соответствии с ролями, вступают в различного рода взаимоотношения, как в игровом контексте, так и в реальной жизни. В театрализованной деятельности наиболее эффективно протекает речевое развитие дошкольников.
В процессе театрализованной игры дети сами осваивают новые способы и средства общения. А. А. Максимова предлагает следующие виды игр с элементами театрализованной деятельности для развития речи детей : драматизации и режиссёрские театрализации.
В играх-драматизациях ребёнком самостоятельно создаётся образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики. пантомимы, производятся собственные действия исполнения роли, исполняется какой-либо сюжет с заранее определенным сценарием, не являющимся жёстким условием игры, а служащим основой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, не будет похож на героя, сыгранного другим ребенком. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Выделяют следующие виды драматизации:
- игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевой диалог на основе текста;
- инсценировка произведений;
- постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игра-импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре дошкольник ведет игрушки в общем сюжете, выступает в качестве режиссера в импровизированном концерте, спектакле. При этом формируются навыки коммуникации, согласования замыслов и организации совместной деятельности. Здесь ребенок выступает от имени игрушечного героя, управляет игрушками или их заместителями.
Сюжетно-ролевая игра является основой формирования и развития навыков театрализованной деятельности.
В процессе организации театрализованной деятельности важно учитывать возрастные особенности и возможности дошкольников, побуждать их интерес к новым знаниям, расширять спектр умений и знаний. К формам организации театрализованной деятельности относят :
1) совместную театрализованную деятельность детей и взрослых, игры на праздниках и развлечениях;
2) самостоятельные театрализованные игры в повседневной жизни;
3) мини-игры на различных занятиях.
В среднем дошкольном возрасте театрализованная игра тесно связывается с сюжетно-ролевыми играми. Большинство игр отражают круг повседневных интересов детей : игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые песенки и стихи являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Развитие речи ребенка является сложным и длительным процессом, в ходе которого на основе общения со взрослыми и сверстниками ребенок формирует навыки понимания устной речи, а также умение воспроизводить нужные звуки, объединяя их в слоги и слова, стремясь к тому, чтобы его речь понимали окружающие. Младший и средний дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы грамотной речи ребенка. Для этого используются различные средства. Они должны применяться комплексно, не существует единого универсального средства. В общении детей и взрослых, которое происходит в непосредственной жизнедеятельности, на специально организованных занятиях, в языковой культурной среде, где существует человек, происходит работа по формированию и развитию речи дошкольника.
Для развития речи дошкольников эффективно использование театрализованной деятельности. В театрализации ребенок раскрепощается, он органично входит в игру и в образ, что позволяет ему не только выражать свои чувства, но и развивать коммуникативные навыки, развивать все стороны речи : словарный запас, звуковую культуру, улучшать грамматический строй речи, совершенствовать умение вести диалог и развивать монологическую речь.