МААМ-картинки

Театрализованная деятельность в ДОУ. Мастер-класс «Основные этапы работы над образом»

Елена Люлькина
Театрализованная деятельность в ДОУ. Мастер-класс «Основные этапы работы над образом»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Перед Вами задачи, которые решаем.

Задачи:

1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства

Публикация «Театрализованная деятельность в ДОУ, Мастер-класс „Основные этапы работы над образом“» размещена в разделах

2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё

5. Формировать навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа

Ход мастер-класса :

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя Д/С

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж -Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя

I "Первый этап - Определение характера образа.

Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из худ. произведений о этом герое.

1. «Лиса журавль»

-Приходи, журавль!

Приходи, дорогой.

Уж вот как я тебя угощу!

2. «Колобок»

Славная песенка! Да то беда, голубчик, что я стара стала- плохо слышу. Садь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

3. «Лиса и тетерев»

-не слышу я, что ты говоришь. Ты бы, тетеревочек, мой дружок, сошел на травку погулять, поговорить,со мной, а то я с дерева не расслышу тебя.

После прочтения, дети дают характеристику поступкам лисы, таким образом выделяя их основные черты.

Давайте и мы поговорим об этом

Вопросы.

1. Что сказал медведь, когда встретил колобка? (я тебя съем)

2. Что сказал волк, когда встретил колобка?

3. А что сказа лиса, когда встретила колобка? (Славная песенка)

4. Значит лиса какая?

5. Как говорит лиса?

6. На самом ли деле лиса плохо слышала? Значит какая лиса?

7. Какой была лиса, чтобы ее послушались герои?

Красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная, умная. Притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т. д.

Для контраста прочитаю другие отрывки, а Вы попробуйте сказать, какая здесь лиса.

1. «Лиса, заяц и петух»

- Как выскачу, как выпрыгну,

Пойдут клочки по закоулочкам!

2. «Серая шейка»

А-а-а! Серая шейка?

Теперь не уйдешь!

Довольно ты меня за нос водила!

3. «Лиса и кувшин»

-Ну, погоди же ты, проклятый, не останешь честью, так я тебя утоплю. Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

Вопросы

1. Какая лиса в этих сказках?

2. Как говорит лиса? (страшно)

3. Боялась ли лиса серую шейку?

4. Что хотела сделать лиса?

5. Значит, какая она?

дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая;

Итак, дети увидели два совершенно разных образа лисы :

В первом случае - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность.

Вторая лиса - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели.

Так же можно почитать, где сам автор описывает характер лисы, на примере Рассказов К. Ушинского. «Лиса Патрикеевна»

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много входов в них и выходов.

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница – лиса; любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

Для примера покажем детям отрывок из мультфильма «Лиса и дрозд», «Волк и Лиса»

Уважаемые коллеги, какие Вы видите плюсы в видео просмотре, если сравнивать в прочтении отрывков. (повадки, голос, мимику, жесты и т. д.)

Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы : Лиса в сказках – это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.

II. Второй этап - работа над мимикой.

Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».

Давайте разделимся на 2 подгруппы: "Лиса Хищница" и "Лисичка- притворщица», перед вами ряд иллюстраций с изображением картинок в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих картинок подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания слушателями.)

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями"даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

III. Третий этап - работа над жестом и движением.

Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Решить эту задачу нам поможет игровой метод ПФД

«Запоминание физических действии»

Используем игру "Повторяйка". Для её проведения приглашаю четырёх человек из подгруппы лисы Хищницы

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения:"жест - образ".

IV. Четвёртый этап - работа над голосом.

Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием -"Интонационная выразительность",

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу

-Приходи, журавль!

Приходи, дорогой.

Уж вот как я тебя угощу!

Задание для второй подгруппы - проговорить фразу

- Как выскачу, как выпрыгну,

Пойдут клочки по закоулочкам!

Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией

Вывод. Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

V. Пятый этап - Этюды

Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов:

Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Тексты диалогов:

1.

Медведь - Лиса:

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Ступай, лиса, вон!

А она ему с печи

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

2.

Петух-Лиса:

Петух.

Ку-ка-ре-ку! Иду, на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!

Лиса:

- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.

Петенька, голубчик, уже убегаю!

3.

Волк - лиса

Волк:

• Ловись, рыбка, и мала и велика,

Ловись, рыбка, и мала и велика!

Лисица:

• Гасни, гасни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

' Волк:

• Что ты там, кума, все говоришь?

Лиса:

• А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.

А сама опять:

• Гасни, гасни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

4.

Лиса - Колобок

Лисица:

Здравствуй, милый Колобочек, Ты куда спешишь, дружочек?

Колобок:i

Я - Колобок, от всех ушёл, и от тебя убегу

Лисица:

Ах, совсем глуха, я стала. Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок

Заяц: Колобок, не вздумай сесть, она хочет тебя съесть!

Лиса: Значит храбрым стал совсем! Ну теперь обоих съем!

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

• артикуляционная гимнастика;

• упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса;

• психогимнастика;

• упражнение на ритмопластику.

Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом.

Спасибо за внимание.

.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Театрализованная деятельностьТеатрализованная деятельность Через театрализованную деятельность у педагога появляется возможность оказывать позитивное влияние на детей. С помощью сказки ребёнок начинает.

Театрализованная деятельность «Маша и Медведь»Театрализованная деятельность «Маша и Медведь» Знакомство с театром дети начинают в 1 младшей группе. Разные виды развлечения позволяют детям разгрузиться от процесса обучения,улучшить.

Театрализованная деятельность младших дошкольниковТеатрализованная деятельность младших дошкольников Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети непосредственно знакомятся.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы)Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы) Уважаемые коллеги!Особое значение в своей работе я уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают.

Театрализованная деятельность «В гостях у сказки»Театрализованная деятельность «В гостях у сказки» В своей группе я веду кружок по театрализованной деятельности. Начинаю приобщение детей к театрализованной деятельности с показа сказок.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в ДОУ. Мастер-класс «Основные этапы работы над образом»
Опубликовано: 12 января 2020 в 12:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность в ДОУ. Мастер-класс «Основные этапы работы над образом»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Люлькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД