Валентина Орлова
Задачи театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в ДОУ
Театр-это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир.
С. И. Мерзлякова
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия н детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Темочки:
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Поэтому одной из целью педагогической деятельности воспитателей является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. [3]
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи :
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Работа по театрально-игровой деятельности должна проводиться в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию.
Для успешной работы должна быть создана предметно-пространственная среда: в группе необходимо создать театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовить элементы костюмов, декорации. Кроме того, в театральных зонах должны быть наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Очень важным является наличие картотек: театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. [4]
Развитие театральной деятельности в ДОУ – длительная работа, в которой желательно и участие родителей. Важно, чтобы родители участвовали в тематических вечерах, в которых и они и дети являются равноправными партнерами. В таких мероприятиях родители могут выступать в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Театрализованная деятельность в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включаться во все НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных кружков. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Театрализованная игра в НОД. Во время НОД педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В непосредственно образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Но такая игра, по большей своей части, является дидактической, т. е. обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому, педагоги считают, что нельзя стирать грани между самодеятельной и обучающей игрой : для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка. [1.c.16]
Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне образовательной деятельности в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. [1.c.17]
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности. Всем известно, что самостоятельная игра возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Отсюда следует, что для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо «питать» впечатления детей. На самодеятельную игру дошкольников влияют два существенных фактора: непосредственно образовательная деятельность взрослых с детьми и свободная деятельность взрослых и детей.
Влияние НОД проявляется в отражении того содержания, материала, который используется в процессе обучения детей. Например, рассказы, истории, сказки, какие-либо опыты и др., которые заинтересовали детей настолько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре.
Влияние свободной совместной деятельности детей и взрослых проявляется от впечатлений, полученных во время просмотра или проигрывания спектаклей в исполнении взрослых и детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре. [1.c.17]
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность детей в ДОУ, воспитатели могут решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО [2] :
1. Познавательное развитие.
-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
2. Социально-коммуникативное развитие.
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и др.);
-воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
-развитие эмоций;
-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
3. Речевое развитие.
-содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
4. Художественно-эстетическое развитие.
-приобщение к высокохудожественной литературе;
-развитие воображения;
-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюмов, декораций, атрибутов;
-создание выразительного художественного образа;
-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
5. Физическое развитие.
-согласование действий и сопровождающей их речи;
-умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
-выразительность исполнения основных видов движений;
-развитие общей и мелкой моторики, координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Таким образом, театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности : мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Список использованной литературы
1. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М. : «ВАКО», 2007. – с. 16-19.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : «Мозаика-Синтез», 2015.
3. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2007.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ», № 10. - 2010.