Наталья Берестова
Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми и наблюдая за воспитанниками, в последнее время стали замечать, что у детей стали проявляться такие проблемы, как негативное поведение, сверхактивность, нарушение сна, трудности в обучении, наличие низкой самооценки. А это в свою очередь отражает эмоционально-личностные проблемы, что свидетельствует об имеющемся эмоциональном неблагополучии. К тому же в последние время наблюдается рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, который приводит к распространению невротических явлений среди детей. ФГОС ДО – документ из ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на первое место он ставит – обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Таким образом, обеспечение эмоционального благополучия ребенка – это важнейшая основополагающая задача дошкольного воспитания и показатель эффективной работы детского сада, которая составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
С целью эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста нами предлагается опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Нами был разработан и реализован проект по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Целью проекта стало эмоциональное развитие детей 5-7 лет.
Работа ввелась по следующим направлениям:
- осознание старшими дошкольниками факта возникновения эмоций;
- осмысление внешних признаков выражения эмоций – отрицательных, положительных, границ их адекватного проявления;
- развитие интегративного качества «эмоционально отзывчивый» (сопереживание персонажам историй, сказок, рассказов, отклик на эмоции людей, эмоциональное реагирование на музыкальные и художественные произведения, произведения изобразительного искусства, мир природы);
- расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;
- развитие эмоциональной культуры.
Для достижения поставленной цели мы создали насыщенную среду в группе. Именно поэтому мы смоделировали ячейку «Мое настроение сегодня», которая была размещена в раздевалке для определения эмоционального состояния и настроения каждого ребенка. Кроме того, мы подобрали сборник мультфильмов, видеосюжетов, картин, иллюстраций социально-нравственного характера, набор схем и фотографий различного настроения, пиктограммы, дидактические пособия психологической направленности, семейные мини-фотоальбомы, дидактические игры эмоционально-ценностного направления. Блок «Я в окружающей Среде» был оборудован экраном оценивания себя: «Я с товарищем», «Я со взрослыми», «Я с родителями», «Я в природе». В данном блоке ребенок учился сосредотачиваться на собственных мыслях, поощрялся к апробации различных программ поведения, у детей развивалась эмпатия.
Все мероприятия строились на принципе интеграции образовательных областей, соответствовали возрасту и психолого-педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.
Эмоциональное благополучие мы достигали через непосредственное общение с каждым ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Для поддержки индивидуальности и инициативы детей : мы создавали условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; а также осуществляли недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Большое внимание было уделено установлению правил взаимодействия в разных ситуациях. Для этого были созданы условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; для развития коммуникативных способностей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками, а также для развития умения детей работать в группе сверстников.
Выстроив вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым : мы способствовали овладением культурными средствами деятельности; развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
В вопросах взаимодействия с родителями по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Театрализованные игры и другие элементы театрализованной деятельности проводились в повседневной жизни детей в течение дня и во время НОД.
По итогам реализации проекта можно отметить, что у детей формировались способы саморегуляции деятельности : приемы самопроверки, самоконтроля, самооценки успешности своей деятельности. Развивались детская инициатива, воображение, активность, самостоятельность, а также коммуникативные навыки, умение дошкольников сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе игр. В процессе реализации проекта дети стали выражать дружеские чувства с помощью мимики и пантомимики. Произошло расширение их представления об основных эмоциях (радость, печаль, удивление, злость, страх, стыд); развивать умение передавать эмоциональные состояния, используя выразительные средства (мимика, пантомимика).
Таким образом, можно отметить, что через театрализованную деятельность детям легче научиться выражать свои эмоции, снимать эмоциональное напряжение.
Литература
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 416 с.
2. Белобрыкина О. А. Особенности эмоционального развития дошкольников в современных условиях // СМАЛЬТА. – 2016. – № 1. – С. 9-15.
3. Васина Т. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности // В сборнике : Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников. – 2015. – С. 26-28.
4. Данильченко Е. В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // В сборнике : Педагогический опыт: от теории к практике. – 2017. – С. 162-164.
5. Полтаева А. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности // В сборнике : Психологическое сопровождение образования: теория и практика. – 2016. – С. 373-375.