Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Онучина Евгения Ильсуровна
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально-педагогический колледж имени

А. П. Раменского»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема:

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного образа

Выполнила: Онучина Евгения Ильсуровна

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

(Фамилия, имя отчество) (группа) В-44

Научный руководитель: Журавлева Яна Эдуардовна,

(Фамилия, имя отчество)

44.02.01 Дошкольное образование

(наименование специальности)

Защита состоялась

Оценка ()

Соликамск,2023

Содержание

Введение. 3-7

Глава 1. Теоретические аспекты изучения театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей

1.1 Особенности развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте. 8-12

1.2 Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте. 12-22

1.3 Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 22-26

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. 21

2.1 Выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Организация и содержание работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

2.3 Выявление динамики в уровне развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

2.4. Методические рекомендации для воспитателей и родителей….

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение….

Введение

Для дошкольного возраста особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала.

Однако разработка научно обоснованных рекомендаций по организации эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста в игре возможна лишь на основе изучения особенностей и возможностей данного возраста. Как и все качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности.

По мнению многих специалистов, для наиболее эффективного развития детей, важно задействовать все известные и имеющиеся педагогические знания, методы и ресурсы. С появлением новых федеральных государственных стандартов, требования, и задачи, стоящие перед педагогами дошкольников, усложняются.

Детство-это важный этап жизни, в котором развитие и формирование творческих способностей является наиболее интенсивным и благоприятным.

Развитие творческих способностей и детского творчества, является наиболее актуальной темой для обсуждений в кругах ученых, занятых изучением детской психологии и дошкольной педагогики. Исследованием данной темой занимались такие ученые как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Мощным средством развития творческих способностей детей, раскрывающим внутренние качества личности и самореализацию творческого потенциала ребенка, по мнению исследователей (Д. В. Менждерицкой, Л. В. Артемовой, Е. Л. Трусовой, Р. И. Жуковской и др., является искусством (театрализованная деятельность). В. Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность, как форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Данная деятельность достаточно близка и понятна ребенку и в большинстве случаев реализуется в играх. Использую свою фантазию и внутренний мир, ребенок дошкольник, свои идею и выдумки стремится реализовать и воплотить в жизнь, посредством образов и действий, тем самым проявляя неотъемлемые задатки к творчеству.

Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей, что в свою очередь является неотъемлемой частью социальных, а также духовных составляющих современного общества.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе. Все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, и др.). Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды творческой деятельности. Именно в таких видах деятельности каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

ССЫЛКА НА ФГОС [ 1]

Организация процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этих основаниях способствует ". восприятию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления" (С. Л. Рубинштейн, [19] так как развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организованной педагогом. Именно поэтому развитию творческих качеств у детей в процессе игровой деятельности уделяется большое внимание. В игре у детей проявляются скрытые таланты, они учатся замечать в обыденной жизни что-то необычное и воплощать это в творческой деятельности.

Для развития полноценной творческой личности ребенка необходимо в детских садах включать разнообразные виды деятельности, для того, чтобы каждый дошкольник мог проявить свои способности и развить творческую активность. Дети играют по-своему, но каждый копирует в игре взрослого, по играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творческие способности ребенка, они опираются на свой опыт и интуицию и часто делают ошибки. Это обуславливает актуальность темы нашего исследования.

Тема: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: каковы возможности театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая и социальная значимость проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило меня выбрать тему исследования "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

2. Уточнить понятия: "творчество", "творческие способности" детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностическое исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: можно предположить, что театрализованная деятельность положительно скажется на развитии творческих способностей детей старшего дошкольного образа, если:

- процесс развития творческих способностей детей осуществлять поэтапно (эмоционально-мотивационный, когнитивный и деятельностный);

- подобрать содержание игр (темы и сюжеты, соответствующее возрасту, творческим и игровым умениям детей;

- определить последовательность и усложнение заданий, которые выполняют дети в ходе театрализованной деятельности;

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду "театральным уголком" для репетиций и просмотра иллюстраций к мини-сценках, мини-играм и др.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, эмпирические (тестирование).

База исследования: МБОУ ООШ №12 (СП Д/С) г. Кизел, ул. Микова, д. 10 в старшей группе, с детьми 5-6 лет (15 человек).

Практическая значимость: данная работа обусловлена тем, что перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности и методические пособия могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей.

Структура работы: ВКР включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей

1.1 Особенности развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст-это подходящий возраст для того, чтобы сформировать и развить у ребенка творческие способности. Дети в этом возрасте имеют отличительную особенность, они могут придумать новые узоры, рисунки, образы, которые будут отличаться своей оригинальностью и неповторимостью.

Чтобы обнаружить у ребенка особенности в развитии творческих способностей, важно рассмотреть понятия "способности" и "творческие способности".

В научной литературе есть множество толкований, определений термина "способности". Например, Б. М. Теплов считает, что три признака всегда заключается в понятии "способность" :

- "во -первый, индивидуально-психологические особенности (отличающие одного человека от другого);

- "во-вторых", не всякие индивидуальные особенности, можно считать особенностями, а лишь такие, которые ведут к успешности выполнения какой-либо деятельности;

- "в-третьих", "способность" не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека.

А. Н. Леонтьев разделил способности на два ряда :

- "способности природные, или естественные, в основе своей биологические;

- способности специфически человеческие, которые имеют общественно-историческое происхождение" [ ].

Ученый, Л. А. Венгер, считает, что ". способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличии от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сенситивен к развитию определенных видов способностей"[ ].

Исходя из выше сказанного, можно дать понятия "Способности -это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними и психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения" [ ].

"Творчество-процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового". Творчество отличается своей оригинальностью, дает представления о способностях человека к воплощению нетрадиционных идей.

"Детское творчество -одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других" [ ]. Оно формируется еще с ранее возраста и тесно связано с познанием окружающего мира, с его свойствами.

Творческие способности объединяют в себе много разных качеств человека. Существует несколько понятий "Творческие способности" :

1. "Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты" [ ]. (А. Олох, Д. Б. Богоявлянская, А. Маслоу и др.). Данные исследователи считает, что интеллектуальная одаренность необходима для развития творческих способностей, но ее недостаточно для творческой активности.

2. "Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта" (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я. А. Пономарев).

3. "Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот". Такое мнение высказывают многие исследователи в области интеллекта (Д. Векслер, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) [ ].

В. А. Крутецкий пишет: "Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания". Таким образом мы можем сказать, что если человек не будет развивать свои способности в течении всей своей жизни, то со времени он может их утратить.

Дошкольный возраст является основным этапом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети очень любознательны, у них имеется большое желание познавать, что-то новое. В дошкольном учреждении этому способствует образовательная деятельность, игровая. Знания, полученные в дошкольном возрасте, благоприятно скажутся на их творческом развитии в будущем.

Н. А. Ветлугина в творческих способностях выделяла особенности:

"1. Способность детей воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, эмоционально реагировать на все красивое.

2. Способность вносить элементы красивого в жизнь, быт (выразительно читать стихи, проявлять творческую инициативу).

3. Способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности" [ ].

Основными задатками к творческим способностям в дошкольном возрасте мы можем наблюдать в сюжетно-ролевых играх. Ведь именно в этих играх дети показывают свои интересы и предпочтения, к какому-либо виду деятельности. В природе детских игр уже существует возможности для гибкости, оригинальности мышления детей, способности их формулировать и развивать собственные идеи, в том числе предложения от других детей.

В исследованиях большинства ученых можно увидеть, что именно дошкольный возраст имеет больше всего возможности для развития воображения, мышления, восприятия. Таким образом, что дети получили и узнали в дошкольном возрасте, останется с ними на всю жизнь.

Подводя итог, можно сделать вывод, что именно у детей старшего дошкольного возраста достаточно высокое умственное развитие. Именно в этом возрасте они лучше запоминают услышанное увиденное. В этом возрасте у них формируются определенные навыки, с помощью которых они могут создать новые продукты творчества. По достижении старшего школьного возраста происходит активное развитие познавательного мотивирования: ребенок становится менее раздражительным, при этом начинает проявлять активность в поиске нового материала и новых знаний.

Главными признаками творческих способностей у детей является интерес к творчеству, желание творить, доводить начатое дело до конца, уметь преодолевать возникшие трудности, настойчивость, старательность.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать,что для развития творческих способностей, дошкольный возраст дает творческое воображение, навыки, мышления. Творческие возможности взрослого человека в большей степени будут зависть от того в какой степени он использовал эти возможности.

1.2 Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

На сегодняшний день самый известный вид творческой деятельности в дошкольном учреждении является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность -это разыгрывание в лицах литературные произведения (сказки, рассказы, придуманные инсценировки) [7].

Театральная деятельность помогает ребятам сформировать опыт, навыки поведения, тем самым дошкольники могут увидеть в литературных произведениях, в сказках нравственную направленность (дружеские отношения, зависть, злость, добрые намерения, счастье и др.).

Со словотворчеством исследователи связывают способность детей без помощи взрослых сочинять сказки, инсценировки, а с помощью взрослых, посредством литературного материала -показывать сценки. Существует и другие творческие направленности, такие как технические (изготовление бутафории, декораций, костюмов) и изобразительные (игра- это когда дети разыгрывают в лицах литературных героев произведений). С помощью различных средств, методик изображения дети всесторонне развиваются и развивают свои творческие способности. Решая различные театральные проблемы, готовясь к театральным постановкам, дети учатся анализировать, думать, придумывать что-то свое, делать обобщения и выводы.

"Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют" [4].

Игровую ситуацию дети создают через творческий подход, через эмоциональную сферу, когда берут на себя какую-либо роль. Это положительно сказывается на том, чтобы развивать творческие способности детей, которые проявляются через объединение в игре разные жизненные ситуации, события, которые сильно произвели впечатление, иногда эпизоды из сказок включают в реальную жизнь.

В процессе появления игрового обличия особенно велико значения слова. С помощью слов ребенок может выразить свои чувства, эмоции, сможет понять переживания и боль другого человека, скооперировать свои действия с действиями другого партнера. Дошкольники способны чувствовать окружающий его мир иначе, чем взрослые, через образы, звучание и цвета.

Театрализованная деятельность- это замечательная возможность, для того, чтобы раскрыть свой потенциал. Творческое развитие ребенка происходит системно и лично для каждого значимо, а в дальнейшем приобщается к театральному искусству, что предполагает постепенное усложнение материала в соответствии с личным опытом каждого ребенка, что позволяет ограничено в него вписаться.

Опыт социально-нравственного поведения ребенка обогащается благодаря театрализации сказок или литературных произведений. В результате дети познают эту деятельность сердцем и умом, так они показывают свое доброе или злое отношение к действительности. Персонажи из сказок становятся для воспитанников идеалами для подражания. Именно эта особенность позволяет воспитателям понять детей и оказать положительное влияние с помощью театра. Благодаря театрализованной деятельности дети способны избавиться от робости, от неуверенности в себе, и приобрести смелость и уверенность в своих силах и решить многие трудные ситуации.

Игры в театре помогают общему развитию личности, проявлять любознательность и заинтересованность в чем-то новом, формируют настойчивость и развивают мышление, память, кругозор. Помимо этого, театральные игры способны повысить самооценку, раскрепоститься и развить творческие способности. Многие педагоги и психологи говорили о том, что театрализованная деятельность очень значима в развитии личности дошкольника.

Известный российский просветитель Н. Ф. Бунаков, на основании своего опыта, утверждал, что "театр будет полезен помимо всяких нарочитых обучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение, тяжелые и безотрадные думы". [6].

В исследованиях Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, особая роль в развитии творческих способностей, отводится театрализованным играм, что связано, в первую очередь, схожестью игр и театра.

По мнению исследователей, существует две противоречивых тенденции в способах организации театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях. Одни исследователи считают, что развивающий потенциал театрализованных игр задействован не в полной мере. Так, по их мнению, "театрализованные игры, применяются исключительно на праздниках и используются как зрелище. Чтобы получить хорошие результаты, необходимо заучивать с детьми текст, обрабатывать мимику, движения. Разученные таким образом умения, не переносятся на игровую свободную деятельность детей" [20].

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска Пухомелина О. Ю. "Техника.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 14:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Онучина Евгения Ильсуровна (УИ 2107680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД