Анастасия Епихина Алексеевна
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Составила: Воспитатель Епихина А. А.
Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В наше современное время у детей отмечается недостаток фантазии и воображения, недостаточно развиты память, внимание, речь. Они недостаточно владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью и эмоциональностью. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Игры-драматизации оказывают большое влияние на развитие речи ребенка, поэтому работу по данному направлению начала с детьми раннего возраста. Театрализованные игры всегда смешат и радуют малышей, пользуются у них неизменным успехом, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста [1, с. 4]. Театрализованные игры помогли мне в работе по успешной адаптации малышей. Я обыгрывала любую игрушку принесенную ребенком или находящуюся в группе, и видя, как она поет и пляшет у ребенка на лице появлялась улыбка. Это отвлекало его и помогало привыкнуть ко мне и другим детям. В группе я постаралась создать все условия для развития театрализованных игр и игровых упражнений: Пополняю и обновляю атрибуты, вызываю эмоциональный отклик ребенка, тем самым активизируя его речь. • Ежедневно использую игры-инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал. • Ежемесячно планирую демонстрацию сказки с использованием разных видов театра. В рамках зонирования оформлены уголки: ряжения, театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок. Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра : 1. Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. 2. Театр би-ба-бо. Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди. 3. Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова [5, с. 170]. Чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности я выделила 3 этапа работы. На первом этапе я знакомлю детей с сюжетными игрушками, показывая и называя разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. На этом этапе я старалась предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. Следующий этап - этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ дети изображают движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей стараюсь научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально я сама проговариваю и сама проделываю движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. И заключительный этап - проведение игр-драматизаций. Художественные произведения я подбираю в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям, они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Таким образом, проведению игры-драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», я организовала дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научила изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру-драматизацию. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый», С. Я. Маршака). В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить атрибуты и костюмы. Часто при инсценировке какой-либо сказки предлагаю родителям принять участие. В беседах предлагаю посещать различные театрализованные детские спектакли, постановки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, обогащают его внутренний мир. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события [2, с. 10]. Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи : работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй