Нина Городничева
Театрализованная деятельность как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания. Главное направление развития речи 5-го года жизни - это освоение связной диалогической речи.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».
К. С. Станиславский.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует миру чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию, через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Опыт педагогической работы показывает, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Целью работы по театрализованной деятельности является овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра : и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Смгуткиной, установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.
В работе с малышами, обратите внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекает прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно можно формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Можно начать знакомство с театрализацией через игру - имитацию. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
К началу года в средней группе дети говорят лучше, но речь их еще не достаточно сформирована. Теперь нужно стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомить детей с разными видами театров : настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".).
Благодаря системным занятиям у детей развивается активная речь и вырабатываются игровые умения. В актерской игре дети начинают самостоятельно использовать некоторые средства - выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Работа с детьми среднего возраста может быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включатся в процесс игрового общения с театральными куклами.
За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширяетс игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляется умение, направленное на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
К постановкам спектаклей можно привлекать родителей, давать домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.
Список использованной литературы:
1. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
2. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.
3. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А. В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
4. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н. А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
5. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические