Папки-передвижки

Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей

Людмила Анисимова
Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический опыт.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Учеными и обществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от понимания механизмов функционирования и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике образования во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей» размещена в разделах

Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью».

Л. Н. Толстой

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в моей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для меня.

Проектно-исследовательскую деятельность с детьми я начала в 2011 году.

Прежде чем начать работу с детьми я изучила много литературы по данному вопросу:

• А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». (1-издание).

• А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». (2-издание).

• О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Цель деятельности : становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Основные задачи :

• обеспечение психологического благополучия и развития детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта

использую различные виды деятельности детей.

Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью мы приобрели познавательную литературу для детей.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

• приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;

медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;

прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

• специальный столик для экспериментальной деятельности.

Актуальность педагогического опыта.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью моей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков проектно - исследовательского поведения.

Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

Формирование умения вести проектно-исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение проектной и исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Идея создания инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования в России.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельности, самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Проектно - исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Введение ФГОС начального общего образования с 2011-12 учебного года в школах предъявило новые требования к качеству предшкольной подготовки дошкольников, дошкольному образованию в целом. Не случайно на повестке дня государства стоит вопрос введения ФГОС дошкольного образования. Следовательно, преемственность должна быть соблюдена, выстроена по всем направлениям деятельности как в ДОУ, так и в школе.

Согласно новым стандартам образование ориентируется на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, а процесс обучения становится не столько усвоением системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетентностей учащегося, сколько процессом развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – важная составляющая современного образования, позволяющая реализовать данные цели. Овладение ребенком проектными умениями, навыками сотрудничества в проектной группе – важная задача для воспитателя, ведь психологические особенности детей дошкольного возраста характеризуют этот период как время открытий и поиска, мотивации к познанию.

Организация исследовательской деятельности дошкольников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным проектом или научным исследованием дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Основное предназначение проектно-исследовательской деятельности– предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектно-исследовательская деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Очень важно выстроить работу в детском саду так, чтобы дети, находящиеся, по словам Д. Б. Эльконина, «в одной эпохе человеческого развития, именуемой детством, с одной стороны, проявляли свои индивидуальные особенности, характер, раскрывали свои личностные качества, а с другой – сохраняли, обогащали и развивали тот потенциал, который был заложен в ДОУ».

Публикации по теме:

Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность Слад № 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить опыт работы на тему: Слайд № 2. Тема: «Развитие познавательных интересов.

Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по океану интересов» Цель – развить познавательные интересы детей. Материал – модель океана с островами (остров труда, остров, художеств, остров здоровья, остров.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей
Опубликовано: 27 мая 2015 в 07:22
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Анисимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД