Людмила Анисимова
Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Учеными и обществом в целом все яснее осознается мысль о том, что от понимания механизмов функционирования и развития исследовательского поведения, от умелого использования этих знаний в практике образования во многом зависит и жизненный успех отдельной личности, и сама возможность выживания человечества в современном динамичном мире.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность как основа развития познавательных интересов детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью».
Л. Н. Толстой
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в моей работе. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для меня.
Проектно-исследовательскую деятельность с детьми я начала в 2011 году.
Прежде чем начать работу с детьми я изучила много литературы по данному вопросу:
• А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». (1-издание).
• А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». (2-издание).
• О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Цель деятельности : становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Основные задачи :
• обеспечение психологического благополучия и развития детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, я разрабатываю поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражаю наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта
использую различные виды деятельности детей.
Работу над проектами стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью мы приобрели познавательную литературу для детей.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили и оборудовали «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:
• приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
• медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
• прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
• специальный столик для экспериментальной деятельности.
Актуальность педагогического опыта.
В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью моей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков проектно - исследовательского поведения.
Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.
Формирование умения вести проектно-исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение проектной и исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Идея создания инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования в России.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельности, самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Проектно - исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Введение ФГОС начального общего образования с 2011-12 учебного года в школах предъявило новые требования к качеству предшкольной подготовки дошкольников, дошкольному образованию в целом. Не случайно на повестке дня государства стоит вопрос введения ФГОС дошкольного образования. Следовательно, преемственность должна быть соблюдена, выстроена по всем направлениям деятельности как в ДОУ, так и в школе.
Согласно новым стандартам образование ориентируется на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, а процесс обучения становится не столько усвоением системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетентностей учащегося, сколько процессом развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – важная составляющая современного образования, позволяющая реализовать данные цели. Овладение ребенком проектными умениями, навыками сотрудничества в проектной группе – важная задача для воспитателя, ведь психологические особенности детей дошкольного возраста характеризуют этот период как время открытий и поиска, мотивации к познанию.
Организация исследовательской деятельности дошкольников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. А самое главное, в работе над самостоятельным проектом или научным исследованием дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.
Основное предназначение проектно-исследовательской деятельности– предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектно-исследовательская деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Очень важно выстроить работу в детском саду так, чтобы дети, находящиеся, по словам Д. Б. Эльконина, «в одной эпохе человеческого развития, именуемой детством, с одной стороны, проявляли свои индивидуальные особенности, характер, раскрывали свои личностные качества, а с другой – сохраняли, обогащали и развивали тот потенциал, который был заложен в ДОУ».