Лабутина Елизавета
Театрализованная деятельность как фактор развития эмоционального интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Жукова Е. Ю. (Новокузнецк)
Проблема воспитания личности всегда остро стояла перед обществом. Время идёт, а жизнь начинает диктовать свои правила, дети используют гаджеты, общаются посредством компьютерных технологий и интернета, старшие мало читают, а младшие не умеют вести беседу, строить диалог. Большое количество детей имеют речевые нарушения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Своё внимание родители чаще всего направляют в сторону развития интеллектуальных способностей ребёнка, его оценок, поведения и совсем не уделяют внимания на эмоциональное развитие. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем может обеспечить успешный результат любой деятельности[1].
Понятие «Эмоциональный интеллект (EQ)» обозначается как умение распознавать мотивацию и эмоции, понимать свои собственные намерения и намерения других людей, а также как умение управлять ими с целью решения определенных задач [2].
Стоит отметить, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей; поэтому так важна работа по развитию способности понимать свои чувства и чувства других, умению управлять своими эмоциями, а также развитию связного высказывания.
Отличным способом погружения ребёнка в мир эмоций и увлекательных приключений может стать книга. Значение книги и чтения очень велико. С помощью чтения, как одного из видов письменной речи, развивается познавательная активность ребёнка, его кругозор, совершенствуется словарный запас, мышление и связная речь. Так в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи развивается головной мозг, а точнее – область Вернике, которая находится в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария (чаще всего слева в районе виска). Книга помогает ребёнку понять жизнь, поступки героев произведения, понять их чувства и эмоции, познать самого себя. У детей со временем появляется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся видеть положительные качества героя и соотносить их с отрицательными. Взаимодействие с книгой даёт начало творческому воображению, развитию фантазии ребёнка.
С самого раннего возраста малышу необходимо читать как можно больше книг. С ребёнком раннего возраста во время кормления или купания можно использовать потешки, прибаутки, которые им будут использоваться в дальнейшей жизни. В 2-3 года ребёнка могут заинтересовать книги с большими яркими картинками, можно использовать разные по материалу книги, тем самым развивая моторику рук. В среднем дошкольном возрасте открывается простор для мыслей и чувств ребёнка, любимыми становятся волшебные сказки с интересным и фантастическим сюжетом. После прослушивания произведения ребёнок в этом возрасте с удовольствием включается в беседу о содержании, делится собственными впечатлениями и выражает переполняющие его чувства. В старшем дошкольном возрасте понимание текста может осуществляться без иллюстрации.
В современных условиях развития дошкольного образования с целью обучения детей связной речи и знакомства их с эмоциями и чувствами успешно практикуется театрализованная деятельность. Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением произношения. Сочетая речь и движение (логоритмика, дети автоматизируют звуки, развивают грамматический строй речи, навык последовательного изложения своей мысли, а также навыки речевого общения. Целесообразно использовать театрализованные игры как средство преодоления боязни речи и публичного выступления.
Большую роль в развитии речи детей в условиях ДОУ играет правильно организованная пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили театральный уголок декорациями, персонажами с атрибутами-заместителями. В группе есть различные виды театров : кукольный, пальчиковый, настольный. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации известных сказок и рассказов.
У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма. С целью выработки мимики, жестов и пантомимики могут использоваться такие упражнения, как: «Съели кислый лимон», «Зайца выгнала лиса из избушки», «Покажите великана», «Расцвели, как цветы», «Как танцует Золушка на балу».
Таким образом, дети с речевыми нарушениями нуждаются во всестороннем развитии, в чем эффективно может помочь театрализованная деятельность и чтение книг.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии начала XX века. – 1968.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. – Москва: АСТ. – 2014.