Ольга Андреева
Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В методической разработке образовательной деятельности представлена собственная педагогическая практика всестороннего развития эмоционального интеллекта у дошкольников посредством театрализации, которая продолжительное время использовалась в работе с детьми. Данная методика решает задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Практическая ценность данной методики состоит в том, что в ходе работы помимо образовательных задач решаются задачи диагностического и коррекционного характера.
Публикация «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Методическая разработка раскрывает функциональность использования театрализации при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Пояснительная записка.
Развитие эмоционального интеллекта – одна из главных задач дошкольного образования. В рамках реализации ФГОС ДО отмечена важность развития у дошкольников социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками (раздел 2.6)
Новизна: Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности не только способствует развитию компонентов эмоционального интеллекта дошкольников, но и помогает установлению более продуктивного, комфортного и долговременного контакта между педагогом-психологом ДОУ и ребенком, что способствует получению адекватных и более развернутых результатов диагностики.
Практическая значимость: Данная педагогическая находка может быть полезна как узким специалистам, так и педагогам ДОУ.
Цель: развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством использования театрализации.
Задачи:
• Образовательная: учить адекватно распознавать эмоции как собственные, так и окружающих.
• Развивающая: развивать эмпатию как компонент эмоционального интеллекта
• Воспитательная: воспитывать адекватное отношение к окружающим, условиям и деятельности.
• Диагностическая: способствовать получению адекватных и более развернутых результатов диагностики.
Благодаря использованию театрализации в работе педагога-психолога совместная деятельность с детьми (как в коррекционно-развивающем, так и в диагностическом направлении) становится более разнообразной и продуктивной. Актуальность использования театрализации обусловлена тем, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, важным компонентом которой является эмоциональная составляющая.
Давно замечено, что дети быстрее налаживают контакт с педагогом через «посредников» – ребенку, особенно маленькому или неуверенному в себе, гораздо проще и легче «доверить свой секрет» или рассказать о своем состоянии игрушке, например. Поэтому в свое время (на этапе вхождения в профессию педагога-психолога в ДОУ) мне пришла идея использования театрализации в совместной деятельности с дошкольниками.
Во-первых, приемы театрализации способствуют легкому установлению и поддержанию эффективного контакта «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок», «педагог-группа».
Во-вторых, действия через «посредника» (игрушку, героя) находят более открытый эмоциональный отклик, а значит, на выходе – более адекватный результат взаимодействия.
В-третьих, благодаря использованию театрализации детям гораздо легче понять себя и окружающих – ведь именно театральные приемы учат детей ставить себя на место другого и «проигрывать» не только свое состояние, но и того человека или героя, роль которого он исполняет. Таким образом, приемы театрализации выступают адекватным средством развития эмоционального интеллекта дошкольника.
Наиболее интересной находкой своей деятельности считаю совместное изготовление игрушек-«посредников» для эффективного взаимодействия с дошкольниками. Такая форма взаимодействия с дошкольниками может играть роль как диагностического приема работы педагога с ребенком (группой, так и как форма работы на коррекционно-развивающих занятиях (индивидуальных, групповых). Рассмотрим такую форму работы с детьми дошкольного возраста на примере развивающего занятия.
Конспект образовательной деятельности
(для использования как в индивидуальной форме,
так и в работе с малой группой, возраст детей 5 – 7 лет)
Тема: «В поисках радости»
Цель: Продолжать формирование представлений об эмоциях «радость» и «печаль».
Задачи:
• Закрепить умение воспринимать инструкцию на слух, и выполнять действия, согласно этой инструкции;
• Развивать способность правильно распознавать и воспринимать эмоции друг друга;
• Развивать способность имитировать движения и мимику;
• Развивать воображение.
Планируемые результаты: дети адекватно распознают и воспринимают эмоции «радость» и «печаль».
Способы проверки достижения планируемых результатов: само- и совместная рефлексия
Дополнительный эффект: диагностика эмоционального состояния у дошкольников.
Необходимое оборудование: музыкальный проигрыватель, кукла Печалька и кукла Радость, материалы для изготовления кукол «Радость»: пластиковые кружки (для головы); разные виды лоскутков тканей (по форме, цвету, текстуре) (для тела); готовые распечатанные «мордашки», обозначающие разные виды эмоций, клей; маркеры, декоративные элементы для самостоятельного рисования лица (по желанию) и оформления куклы.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап
- Дети с педагогом заходят в зал, где слышны звуки природы (шум леса, пение птиц)
Педагог - Проходите ко мне в гости… садитесь на полянку… Прислушайтесь… Наверное, мы с вами (тобой) оказались в волшебном лесу… Давайте представим, как вкусно и свежо пахнет в лесу. Вдохни (те) поглубже… И еще разок… (активизация обоняния, активизация воображения, дыхательная гимнастика)
- А теперь откроем глазки… Посмотри (те) сначала вокруг, а затем за окно – далеко-далеко… И еще разок… (активизация зрения, зрительная гимнастика)
- Сейчас поможем нашему телу подготовится к занятию: Давай (те) разотрем наши ушки, носики, щечки… а теперь помассируем плечики, ручки, каждый наш пальчик… (активизация осязания, самомассаж, концентрация внимания)
– А теперь давайте с вами (тобой) закроем глазки и прислушаемся: что вы (ты) слышите? (активизация слуха, концентрация внимания) Сначала описываем звуки природы, а потом включается звук детского плача.
- Ребята, слышите, кто-то плачет? Откройте глазки, посмотрите, кто нас тут встречает. (показывает куколку Печальку)
– Давайте ее рассмотрим: какая она?
-дети описывают куклу, Педагог обращает внимание на выражение ее лица – она грустная.
Педагог – Давайте спросим у куколки, как ее зовут и почему она такая грустная? Дети спрашивают, педагог слушает куколку, как будто она говорит ему на ушко.
Педагог – Она говорит, что ее зовут Печалька… Как думаете, почему эту куколку зовут Печалька? Что она чувствует?
- ответы детей
Педагог - А хорошо быть грустным? А давайте поищем Радость для Печальки и для нас вами?
- ответы детей
Практический или реализационный этап
Дети с педагогом переходят к столу для изготовления кукол
Педагог - Давайте с вами подумаем: Радость – она какая?
- педагог рассуждает вместе с детьми об ассоциациях с «радостью» – о цвете, форме, запахе, картинках и пр.
Вместе приходят к выводу о том, что для всех радость разная.
Педагог - А давайте с вами сделаем куколки «Радость» для каждого из вас и для Печальки. Свою Радость я уже сделала, но покажу вам ее, когда мы закончим работу.
- совместное изготовление куколок. Параллельно с изготовлением кукол педагог ведет лист наблюдения за каждым ребенком
Рефлексивный этап
Педагог показывает свою куклу.
Педагог - А вот и моя куколка: посмотрите, какая она… (педагог описывает свою куклу совместно с детьми, проговаривая ассоциации с цветом, формой и пр.)
- Посмотрите все наши куколки разные. Почему?
Педагог (возможные вопросы):
- А каких куколок у нас больше: веселых или грустных?
- Как думаете (-ешь, почему у меня такого цвета куколка, а у … другого?
- А можно изменить свое настроение? Как?
- А можно поднять настроение другому человеку? Как?
- ответы детей
Завершающий этап
Педагог - Вот и наша Печалька подружилась с Радостью! Желаю и вам всегда дружить с радостью!
- А давай (те) теперь станцуем с нашими куколками?
- совместный танец для овладения способами взаимодействия с куклой. Педагог совместно с детьми (ребенком) танцуют с куколками под «Итальянскую польку» С. В. Рахманинова
Педагог - Мне было с вами очень приятно и РАДОСТНО общаться! Спасибо вам, Ребята!
Примечание: на последующих занятиях ребенок (дети) продолжают деятельность с созданной куклой.