Вера Демина
Театр и музыка как средство организации продуктивной деятельности дошкольников
1. Использование музыки в продуктивных видах деятельности детей.
По мнению известного психолога Б. Т. Теплова музыку называют зеркалом человеческой души, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. А ребёнок в дошкольном возрасте— особенно эмоционально восприимчив, и поэтому его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, учится сопереживать, развивает нравственно-эстетическую культуру поведения. Организационной формой непосредственной деятельности область «Музыка» являются музыкальные занятия, однако музыка не должна заканчиваться на пороге музыкального зала. Обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями, музыка может звучать на протяжении всего дня. Такая музыка называется фоновой. Почему именно фоновая?
Публикация «Театр и музыка как средство организации продуктивной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Фоновая музыка— музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказать и отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребёнка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет и ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. И обязательно нужно учитывать возрастной фактор детей. Поэтому рекомендуют подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий—красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку и взрослому. Грамотно подобранный музыкальный репертуар помогает решать многие задачи учебно-образовательного процесса:
1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей.
2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
4. Переключение внимания во время изучения трудного для восприятия материала, предупреждение усталости и утомления.
5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки.
В каких режимных моментах мы можем включать музыку :
-На утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»).
-В непосредственной образовательной деятельности область «Музыка».
-В другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» др.)
-Во время прогулки (в тёплое время года, -перед дневным сном (релаксация)
-при пробуждении, -в сюжетно-ролевых играх, в театральной деятельности.
-На праздниках и развлечениях.
В продуктивных видах деятельности педагог может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия музыки детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы вторым планом. Включая музыку в занятие по изобразительной деятельности, можно дать для прослушивания детям произведения классиков. Так музыкальные циклы таких композиторов, как «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Времена года» А. Вивальди и П. Чайковского, произведения В. Моцарта и др. замечательно передают художественные образы, которые дети могут нарисовать сначала в своём воображении, а затем передать в рисунке. Чувствуя ритмичность музыки и опираясь на неё легче воспитывать чувство ритма в изобразительной деятельности (в рисовании—узор, орнамент—повторяющийся узор; в аппликации—расположение деталей)
2. Взаимосвязь театральной и продуктивной деятельности
Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Выступая на сцене, ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость. Театральные игры способствуют снятию стрессообразующих факторов, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); - исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.). Эти направления могут объединяться.
Важен интегрированный подход к обучению детей, формированию у них театрально-художественных способностей. Детям нравятся те занятия, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности.
Например, занятиях по изодеятельности можно давать детям знания о театре, знакомить с архитектурой театров, рассматривать здания различных театров, чтобы дети научились отличать театральные здания от зданий другого назначения : школ, магазинов, жилых домов. Наличие величавых колонн отличает здания театров от остальных. Рассказать о работе деятелей искусств - архитекторах. Все полученные знания можно закрепить в продуктивной деятельности. После ознакомления с архитектурой театров, например, нарисовать одно из зданий.
Рассказать о профессии художников- декораторов. После знакомства с их работами предложить детям сделать декорации к настольному театру. Дети могут вырезать домики, деревья, кустики, облачка, солнце, наклеивать на картон и т. д. Также делать декорации к спектаклям (примеры, фото)
Как художники-оформители можно рисовать афиши к различным спектаклям. Методом аппликации делать пригласительные билеты на спектакли.
В нашем детском саду дети рисуют картины мам (фото) для оформления зала, вырезают осенние листья и цветы, делают открытки к различным праздникам, новогодние игрушки.
Можно познакомить детей с работой мастеров по изготовлению кукол, а потом вместе с детьми изготовить героев для показа сказок из конусов, из киндер сюрпризов, из старых иллюстраций. Изготовить кукол для пальчикового театра и т. д.
Познакомить детей с профессией мастеров-костюмеров, затем сделать совместно с ними элементы костюмов: банты, цветы из гофрированной бумаги, венки, бусы из макарон, покрашенных гуашью и покрытых лаком, браслеты из фольги (скатывать бусинки и нанизывать на нить, различные маски.
Можно устраивать с детьми мини спектакли, используя изготовленные детьми куклы, маски, поделки. Здесь даже стеснительные дети раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость. Совместные выступления формируют добрые отношения друг к другу. Дети понимают роль своего участия в спектаклях, переживают, — оценивают свои выступления и товарищей, снимают речевые комплексы. По ходу занятия можно рассказать детям о театральных жанрах -драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде.
И, конечно, можно использовать на этих занятиях музыку : классическую, «Голоса природы» (шум ветра, моря, голоса животных и птиц) для оформления спектаклей или как фон во время изготовления костюмов, кукол и т. д.