Татьяна Жукова
Проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта : Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. В рамках этой программы широко используются дидактические игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Но к сожалению, дети 1 мл. группы не умеют играть в дидактические игры с предметами по причине отсутствия жизненного опыта, а тем более соблюдать их правила. Родители также не имеют знаний о структуре дидактических игр, способах подачи их детям. Возникла идея научиться управлять поведением детей в воспитательно-образовательном процессе с помощью дидактических игр с предметами. В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, так как обучающее воздействие необходимо как в дошкольном учреждении так и в семье. Необходима помощь родителей в изготовлении пособий для игры, творческих работ на конкурс между родителями «игра-это продолжение жизни, где вымысел-грань правды»
Публикация «Проект „Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами“» размещена в разделах
Проблема: Внешний интерес детей и родителей к дидактическим играм с предметами.
Цель проекта : Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры.
Задачи проекта : 1. Научить детей играть в дидактические игры с предметами в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», где для каждой возрастной группы определен оббьем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
2. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям.
3. Научиться управлять поведением детей в воспитательно-образовательном процессе с помощью дидактической игры с предметами.
4. Развитие речи детей раннего возраста
Предполагаемый результат проекта :
1. Дети в конце проекта станут чаще играть в дидактические игры с предметами.
2. Родители познакомятся со структурой дидактической игры, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получат новую и полезную информацию, успешно опробуют на своих детях.
3. Я, как педагог овладею методами и приемами организации дидактической игры с предметами для управления поведением детей.
Подготовительный этап:
1. Определение целей и задач.
2. Создание условий для проведения дидактических игр с предметами.
3. Составление плана работы по реализации проекта.
4. Подбор дидактических игр с предметами для реализации проекта.
5. Активное использование в совместной деятельности дидактических игр предметами.
6. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
7. Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Основной этап:
1. Проведение НОД по образовательным областям с использованием дидактических игр с предметами.
2. Создание копилки дидактических игр с предметами.
3. Организация фотовыставки для родителей «Учимся играя»
4. Организация с помощью родителей выставки домашних дидактических игр с предметами.
5. Чтение детской художественной литературы.
Заключительный этап:
1. Провести анализ проводимых дидактических игр с предметами.
2. Выявить, какие приемы оказались эффективными, а что не сработало и почему.
3. Обогатить накопле6нный материал новыми идеями в последующей работе.
Промежуточный отчет реализации проекта :
1. В течении реализации проекта организовала следующие игры :
А) Чудесный мешочек.
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и др.) Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Б) Что изменилось (Игра с матрешками)
Цели: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие в цвете одежды матрешки (синий платочек и красный сарафан, воспитывать у детей зрительную память, наблюдательность и речь.
В) Узнай на вкус.
Цели: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький) ;активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Г) Такой листок -лети ко мне.
Цели: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей ( название деревьев: клен, дуб, рябина, береза,
Д) Кто скорее соберет.
Цели: Учить детей правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в назывании величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое,
Е) Живое домино,
Цели: Закрепить знания о цвете (лент, понимание слов одинаковые, парные, воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Ж) Больше-меньше.
Цели: Упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаовые) ; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово воспитателя умение самому проверить правильность выполнения правил игры.
З) Подбери посуду для куклы.
Цели: Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению, воспитывать находчивость, внимание, речь.
И) Кукла Катя проснулась.
Цели:Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, пижама; о последовательности процесса одевания куклы ;активизировать речь детей. воспитывать заботливое отношение к кукле – партнеру по игре.
К) Кукла Катя обедает.
Цели: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
И многие другие игры.
2. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»
3. Консультация- практикум «Как научить ребенка играть в дидактическую игру и ее роль в развитии детей!» с домашнем заданием для родителей. Цель задания :заинтересовать и совместно с ребенком поиграть в дидактическую игру : «Искупаем куклу Катю»
4. Заключила соглашение с родителями по изготовлению пособий в группу для дидактических игр.
Результат.
1. Дети в конце проекта стали чаще, с большим интересом и успехом играть в дидактические игры с предметами.
2. Родители познакомились со структурой дидактической игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей.
3. Я, как педагог научилась с помощью дидактических игр управлять поведением детей в воспитательно- образовательном процессе.
4. У детей увеличился словарный запас и сформировалась монологическая речь.
Литература:
1. Бубнова А. Х. «Развитие речи»
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. : Просвещение, 1991-160с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игря для детей младшего возраста. – М. : Просвещение, 1991-207с.