Анна Гриднева
Танграм как развитие пространственного мышления и воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц, домов и др. из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, овала, круга или прямоугольника. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Публикация «Танграм как развитие пространственного мышления и воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Головоломки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Танграм, головоломка
- Темочки
«Танграм» - одна из несложных игр. Квадрат размером 8*8 см разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические формы.
Составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Ход работы. Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта кота. И говорит: «Посмотрите внимательно на кота и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги?» Надо назвать фигуру и её величину.
Затем воспитатель обращает внимание детей: «Посмотрите, какую геометрическую фигуру образуют 2 больших треугольника. Покажите стороны, углы этой фигуры. А какую фигуру образуют вместе средний и маленький треугольник? Вот мы и рассмотрели, как составлен кот, из каких фигур составлены туловище, голова, лапы. А теперь возьмите свои наборы и составьте сами.
За играми на составление фигур-силуэтов по образцам следует упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. На занятии детям предлагают вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их. Каждый из детей составляет поочерёдно по 3-4 фигуры. Эти занятия включают и элементы творчества. При передачи форм некоторых фигур-силуэтов дети воспроизводят общие очертания формы, а составные элементы отдельных частей располагают несколько иначе, чем это детали ранее по образцу.
Составляя фигуры-силуэты, дети, задумав какое-либо изображение, мысленно делят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют. Нередко ребята делают интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов к игре «Танграм».
Детям подготовительной группы с целью развития творчества можно предложить и более сложные задания. Из 2-3 наборов фигур составить фигуры по собственному замыслу.