Виктория Ушинская
Тренинг «Танцевальная терапия против профессионального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Танцевальная терапия против профессионального выгорания педагогов»
Подготовила: педагог-психолог Ушинская В. В.
В современной России, так же как и в развитых странах, все чаще стали говорить не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Публикация «Тренинг „Танцевальная терапия против профессионального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Синдром выгорания — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие педагогов с детьми, родителями требующее особых эмоциональных затрат, приводящей к хронической усталости.
К основным группам симптомов «психического выгорания» относятся изменения в: чувствах (аффективные симптомы, системе отношений (с людьми, к себе, труду, познавательной сфере (когнитивные симптомы, соматическом здоровье (физические симптомы).
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий», как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, а значит важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов
(автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы Очень часто
Часто Иногда Редко Никогда
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» – 4 балла;
«часто» – 3 балла;
«иногда» – 2 балла;
«редко» – 1 балл;
«никогда» – 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;
суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;
суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального выгорания.
Для профилактики эмоционального выгорания используют метод танцевальной терапии.
Танцевальная терапия это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности, что, в свою очередь, дает возможность снять напряжение, избавиться от усталости, а также корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое развитие.
Танцевальная терапия подразумевает решение нескольких задач:
1. Танец не только улучшает физическое состояние, но и эмоциональное состояние участников.
2. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом Я.
3. В группах, состоящих из практически здоровых людей, танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при эмоциональном выгорании.
4. При творческом подходе танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку.
Методика танцевальной терапии показывает, что между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью танцевальных упражнений и положительного настроя, который сопровождает курс данной методики.
Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, работающего по данному методу, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.
Принципы работы тренинговых групп :
1. добровольности участия;
2. «здесь и теперь»;
3. конфиденциальности;
4. открытого выражения чувств;
5. ответственности;
6. активности.
Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.
Задачи:
1. углубление осознания участниками группы собственного тела;
2. развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
3. установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Этапы работы:
I. этап – разогрев:
Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
танец кистей рук
танец рук
танец головы
танец плеч
танец живота
танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Вопросы для обсуждения:
какой танец было легко исполнить, какой трудно?
почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
Упражнение «Животные»
Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.
Материалы: Медитативная музыка.
Время: 2 мин.
Процедура: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.
Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.
Вопросы для обсуждения:
какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?
почему было выбрано это животное?
какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
какие ощущения испытывали, чувства переживали?
Анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4 параметрами:
Пространство – может быть прямым и непрямым (многофокусным)
Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в теле?
Время – может быть быстрым и плавным
Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме – быстром или медленном – вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?
Сила – может быть мощной и легкой
Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А – следовательно – опору, поддержку, связь с землей?
Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт?
Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете «свое»пространство? Как вы входите в пространство других людей?
Упражнение «Ведущий и ведомые»
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.
Время: 5 мин.
Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Вопросы для обсуждения:
что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?