Гогунская Надежда Витальевна
«Такая важная маленькая буква». Подготовка дошкольников к обучению грамоте в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Время вносит значительные коррективы в развитие дошкольного образования. Одной из важных задач является подготовка воспитанников ДОУ к обучению в школе, учитывая особенности, ограниченные возможности здоровья детей. Осуществляя взаимосвязь детского сада и школы, наблюдая, анализируя убеждена, что только обученный правильно, хорошо умеющий читать и писать школьник успешен в обучении по всем предметам, на протяжении всего школьного периода.
Публикация «„Такая важная маленькая буква“, Подготовка дошкольников к обучению грамоте в школе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников – одна из самых злободневных для школьного обучения. Письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Нарушения письма и чтения, как правило, сочетаны.
Особое внимание обращаю на коррекционную работу именно по подготовке детей к обучению грамоте, предупреждении дисграфии и дислексии, тем более, что это направление включает в себя все разделы коррекционной работы в логопедической группе детского сада.
Причиной такого внимания являются возникшие в последнее десятилетие серьёзные проблемы у учащихся начальных классов при обучении чтению и письму.
Этиологию этих причин обусловили:
а) рост неврологических, психических, соматических заболеваний;
б) социальные «болезни» современного общества;
в) возможно, переход начальной школы на обучение безотрывному письму; г) споры о том, кто же должен методически правильно учить ребёнка (особенно с ограниченными возможностями здоровья) читать: родители, воспитатели, учителя-логопеды ДОУ, учителя школы?
У детей с проблемами в обучении грамоте часто занижена самооценка, наблюдаются сложности в общении со сверстниками, некоторые дети становятся замкнуты, озлоблены, агрессивны.
В результате проведённого несколько лет назад обследования, определила наиболее характерные ошибки, которые встречаются у бывших выпускников логопедических групп в школе при обучении грамоте.
В основном это были:
- ошибки звукового анализа (пропуск чаще гласных, реже согласных букв, иногда перестановки букв, недописывания слов);
- ошибки фонематического восприятия (часто - не различение твердых и мягких согласных, неумение обозначать мягкость на письме, реже - смешение звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих);
- смешение букв по оптическому сходству;
- редко - ошибки на уровне предложения;
- самая большая группа ошибок – смешение букв по кинетическому сходству.
Смешение букв по кинетическому сходству - в основном это
строчные (маленькие) буквы.
На этот момент надо обратить особое внимание, потому что:
- в любом тексте печатном или письменном маленьких букв намного
больше, чем больших (от 90% и выше);
- подавляющее большинство дисграфических ошибок учащиеся делают
при написании как раз маленьких букв;
- непростительно мало внимания уделяется порой в детском саду
маленьким буквам (знакомству с ними, подбору занимательного
материала при их изучении, их написанию в печатном варианте);
- первоначально данный образ буквы и последовательность её
изображения ребёнок запоминает прочно и надолго;
- различаются в изображении следующие печатные большие и маленькие буквы (их не так много) - это: Аа Бб Ее Ёё Рр Уу Фф,
а так же другие, написание которых вызывает у школьников трудности, например, ч, ц, и. К ним ещё следует добавить для рассматривания и обыгрывания (и не нужно этого бояться) строчные (маленькие) письменные буквы : а б д и т.
Знакомству с ними и нужно уделять более пристальное внимание учителю-логопеду, родителям в дошкольный период!
Характерными причинами смешения букв по кинетическому сходству часто являются наряду с вышеперечисленными: - несформированность пространственных представлений и ориентировок; - произвольной моторики; - недостаточность слухомоторных координаций; - зрительно-моторных координаций; - нарушение чувства ритма.
Рассмотрим только 2 примера.
а - о эти две письменные строчные буквы достаточно часто смешивают дети при написании даже в ударной позиции, а также в безударной позиции, когда ребёнок чётко знает, что писать нужно букву а, но пишет о, потому, что забыл написать крючок, «я забыл, как её нужно написать», например, бобочка (бабочка, крон (кран, скоколка (скакалка, воренье (варенье, лошодь (лошадь, книго (книга, коска (каска…
Определила одну из причин частого смешивания а - о в том, что первая буква с которой знакомят ребёнка-дошкольника - это А, причём большая, которая состоит из трёх палочек, поскольку эта буква первая и иногда очень долго ребёнок знает только её одну, да её и просят нарисовать ребёнка чаще других букв, она запоминается именно как состоящая только из прямых линий (палочек) и, конечно, мышечная, зрительная память не ассоциируется с написанием маленькой строчной - а - как кружок и крючок, ведь кружок, колесо, кольцо - это, конечно, для ребёнка в первую очередь буква - о.
у - и (письменные, строчные). Мы взялу ручку (мы взяли ручки, Хобот есть и слона … (Хобот есть у слона). На береги (на берегу…
Причиина так же в нарушении функции ассоциативной цепи, дописывает ребёнок второй элемент буквы, а куда дальше - крючок или петелька вниз?
Начальный период обучения грамоте имеет целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова. В процесс обучения грамоте включаю все анализаторы: речедвигательный, зрительный,
речеслуховой, двигательный
В подготовку к качественному обучению детей грамоте, знакомству с буквами и, особенно, с маленькой буквой, включаю все основные разделы коррекционной деятельности в логопедической группе:
- развитие артикуляторных навыков; постановка, автоматизация звуков;
- дифференциация звуков;
- развитие фонематического восприятия, слуха;
- начала звуко-буквенного анализа и синтеза;
- формирование грамматического строя речи, словообразования;
- работа над дыханием, над просодическими компонентами речи;
- работу над слоговой структурой речи;
- пополнение, активизация, уточнение словарного запаса;
- совершенствование психологической базы речи (внимания, памяти,
мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы);
- развитие зрительно-пространственных, моторных координаций;
- совершенствование крупной и мелкой моторики.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. В ходе логопедического воздействия реализую различные методы и приё мы:
- практические (упражнения, игры, моделирование);
- наглядные (наблюдения, рассматривание, показ образца);
- словесные (объяснение, беседа, пояснение);
- механические;
- по подражанию.
Обязательно провожу цикл занятий по закреплению зрительно-пространственных, зрительно-моторных координаций. Куда входит множество игр, упражнений для ориентировки собственного тела, в пространстве, в тетради, на странице, в клетке, в строке (или как мы её ещё называем - полоска, дорожка, диванчик) : «Снежинки, листочки падают», «Бабочка на лугу», «Воздушный гимнаст», «Котята разбежались», «Мы едем на дачу», «Разноцветные дорожки», «Покатай мячик», «Что изменилось»…
Обязательно расчерчиваю строчки в азбуке (иначе как сравнить большую и маленькую, строчную буквы).
Упорядочила последовательность изображения печатной буквы большой и маленькой, максимально приблизив её к написанию письменной буквы - знакомлю с маленькой буквой, используя игровые методы и приёмы, в которых обязательно, ненавязчиво (ребёнок не должен знать, что его обучают) заостряю внимание на те элементы буквы, при написании которых дети в школе чаще всего делают ошибки.
А так же сама (а иногда с помощью детей) придумала незамысловатые стихи для усвоения маленькой буквы. А так же задания к ним, с целью задействовать все анализаторы для лучшего усвоения букв, ненавязчиво обращая внимание на элементы буквы или их последовательность.
Вот некоторые из них.
А а А - шагает по дорожке
Широко расставив ножки.
а - малышка рядом с мамой
Гордо кепку надевает,
а иногда её снимает
И без кепочки шагает.
- Нарисуй (ребёнок) как семья буквы А шагает по дорожке.
Оживи их: глазки, ротик, ножки…
У у У у присела рядом с мамой-
Ножку свесила с дивана.
- Дорисуй (ребёнок) ножку у маленькой буквы у, «надень» ей башмачок.
Преврати её в живую букву (глазки, ротик).
Осуществляя взаимосвязь детский сад – школа, проанализировав проблемы, с которыми встречаются выпускники логопедических групп при обучении чтению и письму в школе, постаралась свести к минимуму риски проявления дисграфии и дислексии у будущих школьников, разработав серию занятий по ознакомлению с маленькой буквой, такой важной в процессе подготовки к обучению грамоте в школе.