Егорова Раиса
Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе
Тема: «Поликлиника»
(«Больница», «Скорая помощь»)
Задачи:
Образовательные: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе» размещена в разделах
Воспитательные: Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы) .
Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.
Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.
Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»
Чтение литературных произведений о работе врача: (Б. Житков «Обвал», С. Маршак «Ледяной остров» Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».)
Дидактические игры : «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий», «Ясочка простудилась»
Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».
Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудиозаписи.
Лепка «Подарок для больной Ясочки».
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
Предметно-игровая среда:
Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, одноразовые шприцы без иголок, пластиковые бутылочки, баночки, капельницы, фонендоскоп детский, термометр игрушечный, горчичники из желтой бумаги, бинт, салфетки (вата, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.
Игровые действия:
Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Врач внимательный, вежливый.
«Поликлиника» – работают врач и медсестра. Врач слушает больных, осматривает их, медсестра выписывает направление на процедуры, ставит градусник, делает уколы, перевязки, ставит грелки. Больные благодарят за лечение. Покупают лекарства в аптеке.
Врач-окулист – проверяет зрение с помощью таблицы, выписывает рецепт для глаз, или рецепт на очки. Больные покупают очки в аптеке (без линз) .
Врач «ухо-горло-нос» смотрит горлышко, язык, уши. Измеряет температуру, дает назначение на процедуры. Медсестра делает прогревание.
В больницу привозят больных, врач осматривает их, больных кладут в палату, кормят, дают лекарства, делают уколы.
В аптеке делают лекарства, отпускают по рецепту больным, советуют, что купить при различных заболеваниях.
«Больница» – больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т. д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
«Скорая помощь». Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу. Врач «Скорой помощи» выезжает на дом – спрашивает, что болит, делает укол, забирает в больницу.
Тема: «Столовая», «Кафе»
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с профессиями повара, кулинара, официанта. Знакомить с правилами правильного питания. Дать информацию о вредной и здоровой пище.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Заботливое отношение друг к другу. Заботиться о себе, о своем организме (здоровое питание) .
Активизация словаря: повар, официант, администратор, посетители, здоровое питание.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Наблюдение за работой няни.
Наблюдение за приготовлением еды дома мамой на кухне.
Беседа о труде работников столовых, кафе. О том что готовит мама.
Чтение художественной литературы: «Кем быть?»
Использование ИКТ-технологий - познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
видеофильм о работе сотрудников столовой.
Интерактивные дидактические игры «Приготовь блюдо»
Рисование «Кто готовит вкусную еду»
Ручной труд: изготовление.
Рассматривание фотоиллюстраций о продуктах питания, о приготовлении блюд.
Роли: повар, кулинар, грузчик, официант, посетители кафе, столовой.
Предметно-игровая среда:
Колпак белый (2 шт., фартук (2 шт., посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.
Игровые действия и ситуации:
В столовой стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.
На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.
Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек.
В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.
Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты красиво играют и поют.
Посетители, уходя, благодарят за доставленное удовольствие.
Тема: «Парикмахерская»
«Салон красоты»
Задачи:
Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты».
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.
Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.
Рассматривание журналов, альбома с образцами причесок.
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».
Экскурсия в парикмахерскую (с родителями).
Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».
Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.
Собрать атрибуты для игры : использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.
Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем» «Для чего эти предметы». «Причешем куклу красиво»
Просмотр видеофилмов, слайдов о работе парикмахерской, салона красоты (использование ИКТ-технологий)
Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.)
Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты, мастер маникюра, мастер косметического кабинета,
Предметно-игровая среда:
Накидка для посетителей, халат для парикмахера, расчески с тупыми зубьями, ножницы пластмассовые, фен маленький (или игрушечный, флаконы из-под духов, дезодорантов, баночки пластмассовые от кремов, красок, бигуди, машинка для стрижки волос, зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.
Игровые действия:
Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги.
Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками. Мастер вежлив с клиентами. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.
Мастер мужского зала – стрижет, бреет, освежает одеколоном. Разговаривает вежливо, приветливо. Клиент платит деньги в кассу.
Мастер детского зала - стрижет, причесывает, заплетает девочкам косы. Клиенты благодарят за работу.
Парикмахерская для зверей – стригут собачек, причесывают. Готовят зверей для выступления в цирке, делают им прически, завязывают бантики