Вера Стадникова
Консультация «Сюжетно-ролевая игра в раннем развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии каждого ребёнка большая роль отведена игре. Игра способствует развитию ребёнка, его характера, способствует его формированию детского коллектива. Первые предпосылки сюжетно-ролевой игры появляются в конце второго года жизни ребёнка. Ребёнок развивается, растёт, уже по-другому смотрит на окружающий его мир, у него развивается речь, воображение. Первые шаги в сюжетно-ролевых играх очень простые по сюжету, коротки по времени и однообразны. Развивая у детей способность, играть в сюжетно-ролевые игры, надо решать несколько правил:
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра в раннем развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1. Научить детей в игре отображать повседневную жизнь, действия окружающих их людей.
2. Обогащать содержание игр за счёт наблюдения, показы – инсценировок, просматривание картинок, внесение атрибутов.
3. Учить детей во время игры быть доброжелательными к другим детям, помогать друг другу, соблюдать правило игры.
Для того, чтобы дети хотели играть в сюжетно-ролевую игру, необходимо создать условия, взять на себя непосредственное руководство игрой. Игры можно проводить утром или после сна. Очень важно, чтобы малыши научились выполнять всего лишь несколько взаимосвязанных действий. Задавая детям вопросы, мы их подталкиваем к действию, к игре. Можно спросить у ребёнка : ,Посмотри, спит ли ещё твоя кукла?”, ,Может она что то хочет”, Например кушать, гулять. Задавая вопросы ребёнку, можно предложить тарелочку с ложечкой, покормим куклу, или соберём куклу на прогулку, тут же задаё м вопросы: ,Что ей надо одеть?” Вызывая этим у ребёнка ответы на вопросы и действия по ходу игры. Рассматривая картинки,Зима”, ,Осень” обратить внимание, как одеты дети, взрослые, Что надо надеть. В создании сюжетов для игр, можно объединить несколько простых сюжетов,Кормление кукол”, ,Разогревание или готовка каши на плите”, ,Укладывание куклы спать”. Сюжеты простые и понятны детям. Можно предложить детям самим их выполнить, потихоньку словесно направляя ход действия. Сюжетно-ролевые игры взаимосвязаны с дидактическими играми, так как, для развития игры, необходимо дать детям знания об окружающем, уточнить их представления, способствовать развитию их воображения. Такие дидактические игры как,Оденем куклу на прогулку”, ,Постираем кукле платье”, ,Купание куклы”, ,День рождения куклы”. Сюжет прост, но он доступен детям. Дети отображают в игре то что они видели дома, в детском саду, работу врача, они знают, посещая поликлинику, работу повара (Мама, бабушка готовят дома обед, дочки-матери (Непосредственная их жизнь в игре). За счёт внесения новых атрибутов, можно изменять сюжет по ходу игры, усложнять его. В процессе игры обязательно надо всё проговаривать вместе с детьми, то есть все действия, которые выполняют дети, все атрибуты называть правильно, обязательно следить, чтобы дети общались друг с другом, были доброжелательны друг к другу, помогали. В процессе сюжетно-ролевой игры идёт обогащение детского словаря за счёт новых слов, действий. Играя с игрушками, атрибутами, развивается мелкая моторика рук, вследствие этого исправляется речь.
В творческих сюжетно-ролевых играх заложена основа в коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношению людей. Малыши начинают одушевлять живую природу, создают даже элементы нового (придумывают необычные имена, постройки и т. д.). Так развивается воображение, мышление, творческие способности, речь.
Примеры:
1. Индивидуальная сюжетно-ролевая игра.
На примере игры с куклами с применением дополнительного игрового материала рассмотрим общение педагога с ребёнком.
В-ль: Что будут делать твои куклы?
Р-к: Они будутспать (есть,играть)
В-ль: Давай покормим их сначала. (Ребёнок сажает куклу за стол, приносит чашку,наливает в неё воображаемый чай.)
В-ль: Что у тебя в чайнике?
Р-к: Чай (кофе, молоко… Несколько раз подносит чашку ко рту куклы.)
В-ль: А другие куклы что будут делать?
Р-к: Они будут есть. (Берёт другую куклу и кормит её ложкой из тарелки.)
В-ль: Чем ты её кормишь?
Р-к: Супом (кашей, макаронами)
В-ль: Вот котлеты, но их надо ещё поджарить.
Ребёнок берёт «котлеты», кладёт на сковороду, накрывает крышкой и внимательно наблюдает за ней.
В-ль: Поджарились котлеты:
Р-к: (Приподняв крышку и заглянув в сковородку). Поджарились. Хочу ещё котлетку. (Берёт у воспитателя ещё «котлетку», кладёт их в сковородку.)
В-ль: Заждались твои куклы котлеток, дай им горяченьких.
Р-к: Не надо, горячо. Дует на ложку. Даёт «котлеты» куклам. Вот и съели вкусные котлетки.
Если ребёнок не устали не потерял интерес к игре, её можно продолжить.
2. Совместная сюжетно-ролевая игра.
(Из практики работы I мл. группы д/с № 131 октябрь 2005г.)
Дети (подгруппой) сидят на кухне пьют чай.
В-ль: А что делают детки?
Настя В. : Пьем чай.
Андрей К. : А я буду варить кашу. (Берёт кастрюлю, насыпает «крупу», наливает «воду», ставит на плиту.)
Подходит Лиза Б.
Лиза Б. : И я хочу чаю.
Настя В. : Нет, сначала поедим кашу.
Андрей К. : Нужны тарелки.
К ним подходит Егор и услышав слова Андрея берёт с полочек тарелки и ложки, ставит на стол. Все, кроме Андрея, вместе они расставляют посуду.
Андрей приносит кашу, раскладывает всем по тарелкам. Берёт одну тарелку и несёт её воспитателю (угощает).
Андрей К. : У меня вкусная каша. Кушайте.
Дети едят кашу и обсуждают, что они ещё хотят съесть.
Настя: Давайте сварим суп.
Игра продолжалась 30-40 мин. Дети играли все вместе, не ссорились, придумывая всё новые и новые сюжеты (резали хлеб, мыли фрукты, варили суп, заваривали чай).
Сюжетно-ролевая игра малышей длится недолго: на втором году жизни от 3-10 минут. На третьем году жизни от 3-40 минут. От сюжетных игр зависит, станет ли игра каждого дошкольника ведущей, самостоятельной деятельностью. Первые сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей раннего возраста.
Литература:
1. А. В. Калинченко,Ю. В. Микляева,В. Н. Сидоренко
"Развитие игровой деятельности дошкольников"
2. Е. В. Зворыгина
"Первые сюжетные игры малышей"