Ольга Пономаренко
Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Интеллектуальная игра
Текст к презентации
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
Выполнила: Пономаренко Ольга Васильевна
Старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 25 «Светлячок» ст. Отрадная
Сейчас я предлагаю поиграть в интеллектуальную игру вопросы касательно сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Интеллектуальная игра „Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
(Педагогам предлагается вытянуть карточки с номерами1,3,5,-одна команда, 2,4,6- вторая команда. (садятся за столы.)
(столы стоят напротив друг друга) За правильный ответ команда получает фишки.
1 слайд.
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога
2 слайд.
Сегодняшнюю деловую игру хочется начать со слов В. А. Сухомлинского, который сказал: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком,. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра-это форма жизни дошкольника
3 слайд.
В любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими. Поэтому воспитателю необходимо владеть методикой организации сюжетно-ролевой игрой.
Вопросы к обсуждению:
4 слайд
1. В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры?
(Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
5 сдайд
2. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры играют младшие (средние) дошкольники.
(В младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр».
6 слайд.
3. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте?
(В старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т. е. всё зависит от игровых предпочтений детей).
7 слайд.
4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры?
(Соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т. д.)
8 слайд.
5. На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой?
(Прямые и косвенные).
9 слайд
6. Какие приёмы руководства относятся к первой группе?
(Ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т. д.).
10 слайд.
7. Какие приёмы руководства относятся ко второй группе?
(Дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т. д.)
11 слайд
(Таблица) Приемы руководства сюжетно – ролевыми играми (прямые и косвенные)
Прямые (дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей, поведение играющих
Косвенные (без непосредственного вмешательства в игру)
-Принятие на себя роли
-Разъяснение
-совет
-Помощь в решении спора
-Показ различных способов игры
-Создание игровой ситуации
- Наблюдение за игрой детей
12 слайд
8. Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства).
13 слайд
9. Допустима ли в игре регламентация и почему?
(В игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, само регуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил).
14 слайд
Предлагается командам письменные задания (пока команды работают, ведущий задает вопросы болельщикам.
(болельщики зарабатывают очки для своей команды)
Сейчас мы с вами определим составляющие сюжетно-ролевой игры : Я задаю вопрос-вы отвечаете.
И так вопрос первый:
«Это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, представляющей собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих (СЮЖЕТ).
Второй вопрос:
Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни (СОДЕРЖАНИЕ).
Третий вопрос.
Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (РОЛЬ).
Далее команды зачитывают ответы на задания.
Задание первой команде:
1. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевых играх. (Самостоятельность)
2. Кому принадлежит особая роль в сюжетно-ролевых играх. (Воспитатель)
3. Предмет, предназначенный для игр. (Игрушка)
4. Как иначе назвать - ход игры. (Содержание)
Задание второй команде:
1. Один из компонентов структуры сюжетно-ролевых игр. (Роль)
2. Один из принципов организации сюжетно-ролевых игр. (Атрибут)
3. Требования для исполнения неких условий всеми участниками, какого-либо действия. (Правила)
4. Действительность, отражаемая в детских играх. (Сюжет)
Команды считают свои фишки.
Обобщение:
Таким образом, сюжетно-ролевая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада.
Я прошу команды (всех) подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы сегодня пришли на РМО -свой багаж мыслей, знаний и опыта. А на правую руку то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «СПАСИБО»
Я благодарю вас за участие в работе и примите эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду.
Спасибо за внимание!
ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
• Не заменять игру другими видами деятельности.
• Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
• Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
• Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
• Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
• Не наказывайте ребёнка лишением игры.
• Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
• Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
• Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
• Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.