Александра Колмакова
Сюжетно-ролевая игра в развитии детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [4]
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Данные педагогических исследований (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д. Б. Менджерицкая, Е. В. Зворыгина, Н. Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом исследователи указывают на то, что выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого. Кроме того, авторы исследований отмечают, что умело направлять игру детей могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой руководства игровой деятельностью.
Вместе с тем, исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
Исследование психологов под руководством Смирновой Л. О. показали низкий уровень игры. Учёные пришли к выводу, что тот уровень игры, который был нормой сегодня, встречается крайне редко.
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры :
1. Центральным содержанием игры является действие с предметами, направленное на соучастника игры. Это действие кормление детей. Ребёнок не соблюдает порядок действий и использует любые предметы для кормления. Роли не называются, даже если воспитатель назовёт ребёнка ролью, ребёнок всё равно не встаёт в эту ролевую позицию. Действия однообразны и состоят из ряд повторяющихся ситуаций.
2. Основным содержанием игры является действие с предметами, но действия уже выстраиваются в логическую цепочку, которая отражает реальные действия взрослого. Роли называются детьми, и выполнение роли сводится к реализации цепочки предметных действий. Количество действий расширяется, и логика действий соответствует жизненной последовательности.
3. Основным содержанием игры становится выполнение роли и связанных с ней действий. Роли ясно отчерчены и выделены. Дети распределяют роли до начала игры. Роль определяет всё поведение ребёнка. Логика и характер действий определяется ролью. Действия разнообразные. Появляется специфическая ролевая речь. Нарушение логики действий опротестовывается участниками игры «так не бывает».
4. Основным содержанием игры становится передача взаимоотношений людей, роли которых они выполняют. На протяжении всей игры ребёнок выполняет ролевое поведение. Ролевые функции детей взаимосвязаны, речь носит явно ролевой характер. Действия воссоздают реальную логику жизни разнообразно и чётко контролируются.