Никифорова Зинаида Вячеславовна
Сюжетно-ролевая игра как средство реализации задач воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации программы воспитания в работе с детьми я руководствуюсь учебным пособием ОП ДО «Самоцвет» : О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская ориентированного на становление трудовой деятельности ребенка, на духовно-нравственные и социокультурные ценности.
Для того что бы решить одну важнейших задач педагога – помощь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развитии его желаний и потребностей, я использую игру. При активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка в области формирования различных навыков. Основная форма общения с детьми - сотрудничество. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство реализации задач воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С раннего возраста, мы с ребятами учились использовать простейшие инструменты, изучать свойства разных материалов, приобретать навыки самообслуживания, следить за порядком и
чистотой в групповой комнате, ухаживать за комнатными растениями,
помогать сервировать столы, прибирать игрушки. А также дома дети помогают родителям, выполняя простейшие трудовые поручения.
Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности
наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном
производстве, для этого я применяю – сюжетно-ролевую игру. Основным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него она не возможна. Сюжет это - воссоздание ребенком предопределенных действий, событий, взаимоотношений из окружающей жизни и деятельности. Для реализации сюжета, ребенок выполняет игровые действия (накрывает на стол, ведет прием больных, ремонтирует машину и т. д.) Содержание сюжетно- ролевой игры отображается ребенком при помощи роли, которую он на себя берет. Любая роль имеет свои правила поведения, заимствованные ребенком из окружающей жизни, из отношений в мире взрослых. Роль, это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение партнеров по игре, а затем и свое собственное. В сюжетно-ролевой игре с детьми мы обыгрываем разные роли, при этом дети учатся играть со сверстниками.
Мы играем :
1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники». Большую
часть в игре занимают игры с куклами, посредствам действия с которыми
дети воспроизводят взаимоотношения со взрослыми, сверстниками.
2. Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд
взрослых. Тематика, которых заимствуется из окружающей жизни: школа,
магазин, почта, парикмахерская, поликлиника, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр, завод, строительство.
3. Игры на патриотические темы, которые отражают героические подвиги народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач: в
«автомобилистов» и «полицейских», в черепашек Ниндзя, в Мойдодыра и др. В играх дети воспроизводят эпизоды целиком, подражая действиям героев,
перенимая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить кукол и
выполнять разнообразные действия. Действует он при этом в двух ролях и
за куклу и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основе
эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или жизни.
Кроме этого, играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности. Дружеская обстановка помогает совместно развивать сюжет игры, действовать согласно принятой роли. Взаимодействуя друг с другом в игре, дети научились самостоятельно разрешают конфликтные ситуации.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. В игре ребенок проявляет инициативу и творческую активность и в то же время ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.