Анастасия Бородина
Сюжетно ролевая игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения : нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Так в игре развиваются творческие способности.
Публикация «Сюжетно ролевая игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Но сюжетно-ролевая игра обогащает развитие воображения только в том случае, если она обретает развитые формы, богатое содержание, сложный сюжет. Обедненная игра такую функцию выполнить в полной мере не может.
О. М. Дьяченко отмечает, что специально развитие воображения в игре
дошкольника практически не изучалось. Но при исследовании самой игры выявлялись значимые для развития воображения моменты. Автор выделяет две линии анализа игры, где она -основной источник развития воображения дошкольника.
Первая линия связана с развитием самих особенностей игры (Д. Б. Элькнин, Н. Я. Михайленко). В работах этих авторов были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно ролевой игрой. Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения, которое определяется возможностью вхождения в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий. Кроме того, Д. Б. Эльконин утверждает, что в игре зарождаются наиболее значительные стороны продуктивного воображения : его направленность на решение самых различных задач и возможность в специфической форме раскрывать существенные характеристики реальности.
Зарождаясь в игре и развиваясь вместе с ней, воображение, в свою очередь, определяет развитие игровой деятельности.
Вторая линия анализа игры связана с возможностями интериоризации воображения, перехода его в план представлений (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка. Отрыв воображения от предмета и его переход во внутренний план особенно явно прослеживается в рубежных играх, одной из форм которых, по мнению А. Н. Леонтьева, является игра - фантазирование.
В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития воображения ребенка. Как указывает Л. С. Выготский, игра «служит подготовительной ступенью художественного творчества ребенка». Из нее выделяют отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества (рисование, драматизация, сочинения). Он полагал, что любой вид детского творчества схож с игрой по своему характеру (одномоментность творческого акта, отсутствие длительной работы над произведениями) и по связанности с эмоциями ребенка. Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которые заключаются в том, что их выполнение позволяет прямо ставить перед ребенком творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно). Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребенка.